Из полотна Ван Гога выпал рояль
В здании столичного ЦУМа показывают выставку французского художника Бертрана Лавье "Aftermoon". Ошибки в названии нет: этим "послелунием" автор намекает, что свое творчество посвятил парадоксам и изобразительным "оговоркам".
Для московской выставки, устроенной в рамках перекрестного Года Франции и России, Бертран Лавье привез пятнадцать опусов. Большей частью тут представлены пространственные объекты, хотя найдется и крупноформатная фотография - портрет Владимира Владимировича Путина. Вернее, все подумали поначалу, что это портрет самого Путина, однако оказалось - фотография сделана с восковой фигуры из музея Гревен. На данном примере, как и на прочих, Лавье намерен продемонстрировать свой принцип "связи фикции и реальности".
Так, экспонат под названием Gaveau представляет собой обычный рояль одноименной парижской марки - только заново и очень грубо выкрашенный черной краской. Рождается ощущение, что инструмент выпал в реальность из полотна Ван Гога.
Коли уж было помянуто остроумие автора, необходимо вспомнить о проекте Walt Disney Productions. Источником вдохновения стал диснеевский комикс 1952 года о том, как Микки с Минни посещали музей современного искусства. Высмеивая абстрактные картины и скульптуры, неведомый художник изобразил их заведомо карикатурными. Лавье же по этим рисункам воспроизвел экспонаты несуществующего музея "в натуральную величину" и со всеми внешними признаками подлинного произведения искусства. Одно такое криволинейное изваяние из полиэстера истошно-голубого цвета красуется сейчас в зале ЦУМа на пятом этаже. Рядом найдутся псевдоафриканские идолы и маски из хромированной бронзы - что по-своему тоже забавно. Неусыпную творческую бодрость иллюстрирует сдувшийся и раскиданный по полу монгольфьер (эту инсталляцию Лавье создал уже по приезде: на останках воздушного шара можно различить логотип "правительство Москвы"). Есть подвешенный к потолку мопед, совершенно убитый в результате вымышленной аварии. Есть бывалый скейтборд на изящной дизайнерской подставке. И тому подобные экспонаты.
Как утверждает сам художник в каталоге, ему "любопытно оценить, что связывает произведения между собой, кроме того факта, что автор их всех - я". Похоже, кокетничает, ибо не может не знать: персональный бренд и есть тот связующий фактор, который сегодня еще допустимо считать действующим.