Ночной дозор вышел на Пречистенку
В рамках фестиваля искусств "Черешневый лес" Пушкинский музей представил сразу два события - скульптурную экспозицию под открытым небом "Рембрандт в бронзе. Ночной дозор 3D" и выставку живописи Моисея Фейгина "Исповедь Арлекина", расположившуюся неподалеку, в Музее личных коллекций.
В самом начале XXI века московские скульпторы Михаил Дронов и Александр Таратынов задумали объемную версию "Дозора". За пять лет, изведя более десятка тонн бронзы, дуэт ваятелей произвел на свет свой 3D-ремейк. Потом еще пять лет композиция гастролировала по Европе. Авантюра обернулась громким успехом. Бронзовый "Ночной дозор" приобретен голландцами и вскоре будет навечно прописан на площади Рембрандта в Амстердаме. Но благодаря фестивалю "Черешневый лес" летние каникулы эта скульптурная инсталляция проведет в Москве, в скверике перед Пушкинским музеем.
Здесь расположились 22 фигуры из темной бронзы, которые композиционно повторяют рембрандтовское изображение стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока - с той разницей, что "повтором" является один-единственный ракурс. Сделав буквально несколько шагов влево или вправо, вы тут же потеряете узнаваемость сюжета. А уж распознать "Ночной дозор" с тыла не смог бы и самый эрудированный специалист по Рембрандту. Встретившись с этой инсталляцией не виртуально, а наяву, особенно ясно понимаешь, что речь идет о постмодернистском аттракционе. Но аттракционе весьма неглупом и почти безупречном по исполнению. Как выразился на вернисаже один из скульпторов: "Мы с Рембрандтом не конкурировали и в соавторы не набивались. Просим воспринимать эту работу просто как творческий порыв". Именно так ее восприняла, в частности, директор ГМИИ Ирина Антонова, сообщившая, что находит произведение увлекательным.
По соседству, в Музее личных коллекций, разместилась другая "черешневая" выставка - "Исповедь Арлекина" Моисея Фейгина. Этот художник скончался два года назад в том возрасте, который не упоминается даже в самых оптимистичных тостах типа "живи до ста лет". Фейгин умер в 103 - и работал до последних дней, что явствует из подписей на этикетках. Период жизни, обычно именуемый "творческой зрелостью", пришелся у него на сталинскую эпоху. Взаимной любви с соцреализмом у художника не вышло, но и "подпольщиком" он не был. Впрочем, судить сейчас трудно: все работы, созданные до 1942 года, погибли в ту пору, когда Фейгин находился на фронте. Подлинный подъем вдохновения произошел у него уже в "оттепель". Судьба отвела ему для позднего самовыражения полвека - эти работы и фигурируют на нынешней выставке. Здесь много гротеска, экспрессии, аллегории (кроме помянутого в названии экспозиции Арлекина найдутся и куклы-марионетки, и Чарли Чаплин, и герои Шекспира с Сервантесом). Но особой радости не видно. "Я очень хотел бы написать веселую картину, но у меня ничего не получается", - сказал как-то престарелый Моисей Фейгин, и эту фразу можно вынести в качестве эпиграфа к его персоналке. Зато получалось другое: очень личное переложение авангардных мотивов, которые затронули его в юности и к которым он вернулся спустя десятилетия.