Покровители и заступники
На выставке "Святое воинство: образы небесных защитников в русском искусстве XII - начала XX века" в Музее имени Андрея Рублева представлены образы покровителей ратного дела и мирного труда.
Наши предки выработали когда-то довольно сложную иерархию своих небесных защитников, состоящую из целого ряда чинов. Мистическую помощь в земном существовании могли оказывать и ангелы во главе с архистратигом Михаилом, и святые великомученики, и некоторые ветхозаветные герои наподобие царя Давида или Иисуса Навина. Даже такой исторический персонаж, как Александр Македонский нередко выступал в роли покровителя воинства.
Так что материалов для выставки, посвященной "высокопоставленным" защитникам русской земли, в фондах Музея имени Рублева набралось немало. Иконы, змеевики, дробницы, складни, кресты-энколпионы, иллюстрированные тропари и минеи - весь этот набор призван рассказать о том культе небесных покровителей, который издревле сложился в православии. Наиболее популярных из них знают буквально все, включая неверующих. Изобразительный сюжет "Чуда святого Георгия о змие" распространен даже в светской символике (можно вспомнить о гербе Москвы, к примеру).
Но иконы - особая статья: ими не столько любуются, сколько обращаются к ним с молениями. Потому однообразные внешне сцены, где воин-великомученик пронзает копьем богомерзкую гадину, воспринимаются очень по-разному, с учетом долгой истории самих этих досок и тонких отличий в иконографии. Тем же свойством обладают и изображения архангела Михаила, Димитрия Солунского, Николая-угодника и других представителей небесного пантеона. Они здесь не только экспонаты, но еще и свидетельства веры народа в своих заступников. Их сонм оказывается весьма значительным: к святым и великомученикам, канонизированным в ранние византийские времена, добавились впоследствии русские поборники и страдальцы за веру - князья Борис и Глеб, Александр Невский, Сергий Радонежский, Дмитрий Донской (последний, кстати говоря, официально был причислен к лику святых совсем недавно, в 1988 году, но его изображения встречались на иконах уже столетия назад).
Иногда заступничество высших сил преподносилось не аллегорически, а напрямую - как, например, в сюжете "Святитель Николай Чудотворец, апостолы Петр и Павел с изображением броненосца "Петропавловск". Речь о флагманском судне, затонувшем 31 марта 1904 году вблизи Порт-Артура. Музейщики не могут сейчас с уверенностью сказать, была ли эта икона написана до гибели "Петропавловска" (вполне возможно, что она какое-то время хранилась на борту корабля) или же появилась на свет в качестве поминовения об этом событии. В любом случае намеренное отступление от всех канонов выглядит оправданным с точки зрения заказчика. А небольшое повреждение на эмалевой поверхности иконки с архангелом Михаилом не кажется дефектом, когда узнаешь, что это след от пули. Значит, кому-то из воинов небесный покровитель помог самым наглядным способом...
Разумеется, статистики такого рода не существует. Защита свыше была и остается вопросом личной веры каждого. Но из таких индивидуальных верований может складываться образ мыслей целой нации. По крайней мере в ретроспективе этот образ мыслей доступен для понимания.