Мы на вулкане
В петербургском международном аэропорту сегодня спокойно. Вулкан, узурпировавший небо над Европой, слава богу, не засыпал аэровокзал пеплом и хотя бы внешне сильно не повлиял на жизнедеятельность "Пулково". Никто не спит на полу, не бродит в растерянности по залу. Даже есть счастливчики, например, наши земляки, готовящиеся к полету на Кипр. Впрочем, кажущееся спокойствие обманчиво.
На табло отправления рейсов в крайнем правом столбике уверенно обосновалось слово "cancelled" - "отменен". На втором этаже в небольших комнатках ютятся представительства авиакомпаний. Их сотрудники теперь уверены только в одном: рейс номер такой-то сегодня никуда не полетит, и точка.
- В аэропорту нет застрявших в Петербурге пассажиров, потому что с утра, когда мы приходим на работу, мы сразу садимся обзванивать пассажиров, чтобы сообщить им, что их рейс отменен. Поэтому они сюда не приезжают, ждут команды - объяснила "Известиям" сотрудница авиакомпании "Finnair".
Судьба людей, планы которых нарушил злополучный вулкан, волнует перевозчиков в зависимости от широты души последних. То есть некоторые компании селят своих пассажиров в гостиницы, обеспечивают питанием, пытаются вывезти в Европу автобусами. Некоторые - нет. В условиях "форс-мажорных обстоятельств" закон обязывает вернуть пассажирам деньги за билеты или предложить места на других рейсах. Не более. Заниматься пассажирами или бросить на произвол судьбы - вопрос престижа компании. При этом следует учитывать, что финансовый кризис и так сильно сказался на рынке авиаперевозчиков, а вулкан, неизвестно на сколько закрывший небо Европы, может "добить" оставшихся. По оценкам экспертов, ущерб из-за отмены рейсов составит миллиарды долларов. Поэтому, наверное, расселить пассажиров по гостиницам рады все, но не все могут себе это позволить.
- Все, что мы можем предложить - это вернуть людям деньги за билеты. Ни гостиницы, ни дорогу на автобусе мы не оплачиваем, - продолжает сотрудница "Finnair".
Аналогичная ситуация и в "Air France". KLM все-таки кое-кого поселила. Но такими счастливцами стали всего несколько человек.
- Мы поселили пассажиров бизнес-класса и обладателей наших "платиновых карт". Но касается это только одного рейса, который теоретически мог бы вылететь в тот день, когда поступило сообщение об извержении, но чуть-чуть не успел. Пассажиров остальных рейсов мы не селим, - развели руками в авиакомпонии KLM.
"Lufthansa", как удалось выяснить "Известиям", в первые дни начала расселять своих клиентов, но когда в компании поняли масштабы бедствия, отказались от такой практики.
Зато порадовала своих клиентов "Россия".
- Мы размещаем людей в гостиницах, обеспечиваем питанием, - заявила "Известиям" начальник по связям с общественностью авиакомпании Марина Пешехонова. Впрочем, такое заявление вызвало сомнение у сотрудников других, менее заботливых авиаперевозчиков.
- Сегодня мы здесь сидим уже два часа. И так каждый день с пятницы - приезжаем и пытаемся что-нибудь узнать, - пожаловались "Известиям" школьники из Франции.
В Петербург они приехали по программе обмена - полторы недели жили в российских семьях, но улететь обратно не смогли. Впрочем, их ситуация не так безнадежна: из семей их не выгоняют, и каждый "незапланированный" день принимают обратно, терпеливо ожидая, когда полеты возобновятся.
Самое большое скопление людей в аэропорту было в пятницу. В тот день впервые неожиданно отменили большинство рейсов.
- В пятницу работы было много, - вспоминает один из пулковских таксистов, - все постоянно ездили из гостиниц в аэропорт и обратно. Была такая суматоха! А вот теперь почти никого нет. Целый день здесь стоим. В здании прилета самолетов, сами понимаете, пусто и делать там нечего.
Множество людей никак не сказалось на обороте местных лавочек. В магазине сувениров, заставленном матрешками самых разных цветов и размеров, торговля в тот день не пошла.
- Все бегали, суетились, но никто ничего не покупал, - жалуется продавец. Тем временем кипит работа в управлении по туризму комитета по внешним связям администрации Санкт-Петербурга.
- Если это необходимо, туристам продлевают визы. Для этого авиакомпании выдают специальные справки, что люди не смогли улететь из-за "форс-мажорных" обстоятельств, - рассказала "Известиям" начальник отдела координации туристской деятельности Елена Поздеева.
Кроме того, чиновники "зарылись" в совещания, которые проводят чуть ли не круглосуточно. Вулкану это, к сожалению, безразлично.
Готовность помочь изъявляют автобусные и железнодорожные перевозчики. РЖД уже цепляет к каждому составу, идущему в Европу и обратно, от одного до трех вагонов. "За период с 16 по 18 апреля из России в Европу и обратно поездами ОАО "Федеральная пассажирская компания" было перевезено около 10 тысяч пассажиров", - сообщает пресс-релиз железнодорожников.
- Автобусные туроператоры могли бы обеспечить перевозку пассажиров. Но для этого необходимо определиться, кто будет финансировать эту работу, и оформить все необходимые документы, - рассказала "Известиям" пресс-секретарь петербургского "Союза туриндустрии" Татьяна Деменева.
Единственный, кто настроен (причем самым решительным образом) против туристов - это вулкан "по кличке" Эйяфьятлайокудль.
- Северо-западное направление ветра, которое несет в наш регион пепел исландского вулкана, сохранится еще дней пять. Пепел концентрируется в верхних слоях атмосферы, и не опасен для здоровья, - сообщил "Известиям" руководитель отдела прогнозов Петербургского Гидрометцентра Александр Колесов. - Но более точную информацию наш центр дать не может. С вулканами мы пока не сталкивались.
На обратном пути из аэропорта в редакцию небо мгновенно заволокло черной тучей, и на нас посыпался град с мокрым снегом и дождем.
"Мама, шли деньги!"
- Студентки Петербургского университета поехали на экскурсию в Амстердам. И намертво застряли в Голландии. В числе шести девушек была и моя дочь. Маша по телефону постоянно меня информировала: "Ты не представляешь, как тихий и немноголюдный Амстердам мог в два-три дня наводниться сотнями не улетевших по домам туристов. Все отели забиты, на железнодорожных и автобусных вокзалах - аншлаг. Хорошо, что наш хозяин квартиры, где мы остановились, пошел навстречу и не выселил на улицу. Мама, шли деньги!" Чтобы разрулить авиаситуацию между Петербургом и Амстердамом, пришлось прибегнуть к помощи микроавтобуса. Мы, родители, организовали рейс. Команду голландских специалистов, приехавших в наш город, отправили автобусом в Амстердам. На обратном пути из Голландии водитель заберет наших путешественниц. Скинулись "на двоих", на две страны. Авторейс обойдется в 3 тысячи евро. _ Марина Алексеева