Беспартийная линия
На выставке "Видение абстракции сегодня" в московской галерее "Art + Art" представлены работы четырех художников из США и Британии, исповедующих беспредметность.
Почти сотню лет абстрактные формы не выходят из моды, хотя многими и неоднократно говорилось о том, что вопрос давно исчерпан. Со времен Кандинского, Малевича и Мондриана повелось считать, что беспредметное искусство наделено особой духовностью и призвано проложить человечеству дорогу в неизведанное будущее. В критиках этой позиции не было и нет недостатка (любопытно, кстати, что в их числе периодически оказываются и сами художники-абстракционисты). Однако, несмотря на колебания художественной моды, нефигуративные опусы вновь и вновь привлекают к себе внимание публики.
Последний по времени подъем в этой области случился в 80-е годы прошлого века, когда некоторые американские художники взялись работать в стиле "нео-гео" (или еще неогеометрического концептуализма, если кому-то такой термин более понятен). Одним из лидеров и теоретиков "новой геометрии" был Питер Хелли, чьи произведения представлены на московской выставке. Он и по сей день не изменяет своему тренду, продолжая изображать акрилом на холстах истошного цвета линии и прямоугольники. Правда, мессианский пафос былого модернизма ему откровенно чужд. Свои картины Хелли рассматривает в качестве схем или графиков, отражающих состояние современного социума. А отдельные циники и вовсе утверждают, что подобная деятельность гораздо ближе к интерьерному дизайну, чем к высокому искусству. Так или иначе, эстетика "нео-гео" и сегодня не выглядит архаической, у нее немало поклонников.
Трое других авторов исповедуют похожие взгляды, хотя у каждого есть собственная "фишка". Американец Дэн Уолш предпочитает конструировать свои произведения из повторяющихся раппортов, образующих нечто вроде узора на обоях. Тем самым автор выражает идею "беспрерывного искусства", не ограниченного форматом холста. Британец Иан Давенпорт экспериментирует со свойствами краски, накладывая на холст прямые разноцветные полосы, которые на краях произведения могут повести себя довольно неожиданным образом. А его соотечественник Марк Фрэнсис вдохновляется клеточными структурами, увиденными в микроскоп. Разумеется, автор эти структуры не "срисовывает", а преподносит в индивидуальной манере.
Четверо художников не составляют единой группы, у каждого собственная карьера и свои представления об искусстве. В гастрольной экспозиции они объединены исключительно волею кураторов. Но плоды их творческих усилий имеют между собой много общего. Геометрическая строгость противопоставлена буйству абстрактного экспрессионизма: никому из этих авторов не придет в голову брызгать красками из пульверизатора или размазывать их руками. Вместе с тем за такой строгостью не просматриваются космические амбиции, как у предшественников. Это умелые беспредметные картины с авторской подоплекой, которая вовсе не мешает рассматривать данные опусы в качестве украшений для офиса или загородной резиденции. Прошли времена, когда абстракционистов характеризовали фразой "не от мира сего". Нынешние - очень даже от мира. Но зрителям по-прежнему чудится в нефигуративных полотнах какая-то загадка, не имеющая рационального объяснения. Или все-таки не чудится, а и впрямь существует?