Посол при шести президентах
Известный дипломат Анатолий Добрынин скончался на 91-м году жизни. Он почти четверть века проработал послом в Вашингтоне - за это время в США сменились шесть президентов. Соболезнования в связи с кончиной дипломата выразили президент России Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин.
"Отец мой, кадровый рабочий, слесарь, всю жизнь мечтавший вывести меня, своего сына, в инженеры, был решительно против "каких-то дипломатов", - писал Анатолий Добрынин в своих мемуарах "Сугубо доверительно". Летом военного 1944 года выпускника Московского авиационного института, работавшего инженером-конструктором на заводе, вызвали в ЦК и сообщили: "Есть мнение направить Вас на учебу в Высшую дипломатическую школу". Услышав отказ, инструктор настаивал - предложение надо воспринимать "уже как приказ военного времени, который подлежит безусловному выполнению".
Как рассказал потом Добрынину Вячеслав Молотов, возглавлявший в те годы дипведомство, Сталин считал, что после неминуемого разгрома Гитлера стране понадобятся дипломатические кадры. На возражение, что почти все молодые гуманитарии мобилизованы в армию, Сталин предложил привлечь инженеров с оборонных заводов. "Главный критерий для посылки в дипломатическую школу - умение уживаться с рабочими, которыми они руководят", - сказал он. "Это был своеобразный "сталинский призыв" в дипломатию, хотя никто и не говорил об этом", - вспоминал Добрынин.
В 1946 году он с отличием окончил дипшколу, а в 1952 году стал советником посольства в Вашингтоне. В 1957 году дипломата назначили заместителем генсека ООН, а через пять лет Анатолий Добрынин снова был направлен в США - уже послом. Он проработал на этом посту с 1962 по 1986 год. "Мне навсегда запомнилась лихорадка октябрьского ракетного кризиса, когда мир буквально висел на волоске и когда руководители СССР, США и Кубы вынуждены были, что называется, на лету вчитываться в тексты адресованных друг другу посланий", - вспоминал Добрынин, сыгравший большую роль в разрешении Карибского кризиса.
Посол в Вашингтоне внес огромный вклад в подготовку Договора по ПРО и соглашения об ограничении стратегических наступательных вооружений. Они были подписаны во время визита президента Ричарда Никсона в СССР. "Без Вашего дипломатического таланта невозможно было бы установить новые отношения между нашими странами, кульминацией которых была встреча на высшем уровне в Москве в 1972 году", - писал Добрынину Никсон.