Восемь осколков теракта
6 апреля в стране был День памяти - прошло девять дней с момента взрывов на станциях метро "Лубянка" и "Парк культуры". Мы скорбим по 40 погибшим в этой трагедии. В больницы Москвы продолжают поступать пострадавшие, сейчас в клиниках города находятся 83 человека. Накануне скорбной даты "Известия" приехали в больницу N 36, чтобы навестить самую юную пострадавшую - 18-летнюю Асмик Мартиросян. Она ехала во втором вагоне "Красной стрелы" на учебу.
Асмик Мартиросян с осколочными ранениями попала в хирургическое отделение больницы. Я застаю ее в палате около зеркала - девушка собирает свои длинные черные волосы в хвост.
- Вы Асмик?
- Да, то есть Ася... Мне больше нравится это имя. Проходите.
Ася очень хорошо выглядит. Огромные карие глаза уже с утра слегка подкрашены. В палате кругом цветы. На прикроватной тумбочке букет красных тюльпанов, рядом пасхальные угощения. "Меня пытаются накормить, а есть совсем не хочется - видно, антибиотики! - говорит Ася и, забравшись на кровать, усаживается в позе лотоса. Минутная пауза. - Только, пожалуйста, давайте не будем вспоминать подробностей".
- Конечно! (Я замечаю на кровати открытый ноутбук.) Ты учишься?
- Да, на втором курсе в МГЛУ. Стану специалистом по связям с общественностью. Я была в школе очень зажатая и подумала: что-то надо в жизни менять. Сейчас мне стало легче общаться с людьми.
- Это чувствуется. А где ты родилась?
- Там, в Армении, в Эчмиадзине. Это святое место. И сестры там же родились. Нас трое, я - самая старшая. Они постоянно приходят ко мне в больницу. Люся - средняя сестра - говорит: "Ась, при маме постарайся не плакать!" И у меня вообще отпало это желание... Я ехала на учебу тогда (вдруг сама начинает рассказывать Ася). С "Коломенской", где я живу, на станцию "Сокольники". С "Театральной" сделала пересадку на "Охотный Ряд", потом "Лубянка"... и это все произошло. Я была во втором вагоне. Сидела. Меня спасла кожаная сумка - она была у меня на коленях. Я знаю, что у людей, которые сидели на трехместном диване, были проблемы с коленями. Когда вышла на улицу - первым делом позвонила маме. Но, представляете, она сначала мне даже не поверила. Я очень люблю разыгрывать свою маму (Ася смеется). Она: "Ась, ну кто так шутит?" А потом она в трубке слышит, как какая-то женщина мне говорит: "Может, вас перевязать?", слышит крики - многие люди кричали от боли. Они сразу выехали с отцом.
Но добраться до "Лубянки" родители Аси не успели из-за пробок, приехали только в больницу. Даже выйдя на улицу, Ася не заметила, что у нее осколочные ранения груди, кисти руки и лица. Потом врачи скажут: "Шоковое состояние".
- Я была в крови, - рассказывает Ася. - Но думала: вот другие там плачут, им хуже. Успокаивала себя тем, что жива, пыталась улыбнуться. Но мне это плохо удавалось, потому что все вокруг были в панике. Каждый пытался понять, какие у него ранения. А потом, когда меня начали осматривать врачи, расстегнула кожаную куртку и увидела на груди огромную дырку диаметром пять-шесть сантиметров. В "скорой помощи" мы ехали вместе с Инной, ей 24 года, она из Ростова. Помню, пытались друг друга успокоить, рассказать что-то. И вдруг услышали по радио, что прогремел взрыв на "Парке культуры". Я тогда испугалась, потому что главное здание нашего института находится там, кто-то из наших мог там оказаться. И действительно: погибли пятикурсники. (Володя Петренков и Лена Агошкова. - "Известия" писали о них в номере от 31 марта.)
- Из меня вытащили семь осколков, один внутри остался. - Ася показывает на грудь. - Он очень глубоко. Как объяснили врачи, если его сразу вырезать - на груди останется большой шрам. А я девушка молодая, зачем мне с большой грудью большой шрам? - смеется Ася. - Через месяц будут делать вторую операцию. Но уже в косметологической хирургии.
Ася говорит, и мне легко смотреть ей в глаза - там нет страха, следов депрессии. Они светятся. На девушку за последние дни обрушился шквал любви. Друзья расклеили над ее кроватью их совместные фотографии. Однокурсники задарили Асю открытками. В одной читаю: "Самый лучший Асек в мире!" В другой есть даже пожелания на китайском и французском языках - Ася изучает их в институте.
- Ухажеры мои тоже переживают, - смеется девушка. - Бывшие молодые люди приезжали в больницу.
К учебе Ася относится очень серьезно. Когда 29 марта она не пришла на первую пару, ее сокурсники очень удивились. Ася говорит, что даже свободного времени у нее практически нет. А если вдруг появляется - идет в тренажерный зал. Этим летом Ася собирается поехать в Англию или на Мальту, чтобы "подкорректировать свой английский".
Когда Асю выпишут, пока неизвестно. Она надеется, что в ближайшие дни: "Зачем меня держать? Мне учиться надо, к сессии готовиться".