Трамвайное хамство

Гид-перевозчик. Иностранный опыт любви к трамваям
Трамвайная проблема в Москве становится сравнима по своей болезненности с точечной застройкой. На днях в Мосгордуме прошел "круглый стол", больше похожий на народный сход: жители Марьиной Рощи вместе с фракцией коммунистов пытались отстоять трамвай N 19 - его планируется снять, чтобы устроить в Новосущевском переулке пешеходную зону.
Трамвайные обиды в Марьиной Роще копились годами.
- Совсем недавно отсюда можно было без пересадок доехать до станций метро "Белорусская", "ВДНХ", "Бабушкинская", "Медведково". Трамвайные маршруты соединяли район с четырьмя округами и семью линиями метро, - рассказал представитель общественной организации "Город и транспорт" Александр Морозов. - Сначала в 1995 году сняли трамвай, ходивший по проспекту Мира. Это был один из двух маршрутов в Москве с трехвагонными составами - так он был популярен. В 2002-м убрали трамвай с улицы Двинцев - там прошло Третье кольцо. В 2008-м уничтожили трамвай на Лесной улице. Осталась единственная "ниточка" - трамвай N 19. Да и тот собираются убрать. Взамен утраченным линиям пустили "нулевой" автобус, который вместо обещанных 3-5 минут ходит с интервалом 15-20, а вечером - вообще 40 минут. Даже для одностороннего движения автобусов улица по нормам должна быть шириной 9 метров. У нас в районе есть улицы - Тихвинская, например - 7 метров в ширину.
Пассажирам предложено прогуляться
Прогулочное место решила создать мэрия по инициативе префектуры - распоряжение N 1766 "О строительстве пешеходной зоны по Новосущевскому переулку" подписал в августе 2009 года глава стройкомплекса Владимир Ресин. Зона необходима, как гласит постановление, "в целях развития современного архитектурного облика и улучшения экологической обстановки". Но жители района уверены, что ее хотят создать, соединив удобным переходом здание администрации Московского общинного еврейского центра и центр современной культуры "Гараж", принадлежащий этой же организации.
- Нам говорят: трамвай пойдет по улице, соседней с Новосущевским переулком, - аргументировал Александр Морозов. - Но она в километре от переулка. Сейчас мы за 6-8 минут доезжаем до "Новослободской" - будем в лучшем случае 25 минут ехать до "Рижской". Фактически речь идет о полном уничтожении общественного транспорта в Марьиной Роще.
Группа поддержки 19-го трамвая смотрелась как коллективный портрет участников народно-освободительного движения. Здесь были прихожане храма Тихвинской иконы Божией матери (от метро до храма придется ходить пешком), родители детей музыкальной школы имени Ракова (теперь детям с портфелями и инструментами придется идти лишних 350 метров), ветераны и пенсионеры (добираться до поликлиники и Сбербанка им предстоит с пересадками).
- Я вожу детей в развивающий центр в Вадковском переулке, - чуть не плакала на трибуне многодетная мама Елена Прохорова. - Если снимут трамвай, то мне придется ходить в один конец больше километра - с детьми, сумками, спортивной формой и портфелями. Время увеличивается минимум в три раза. В центр возят детей даже с Самотеки - мамочки просто в ужасе: у кого-то есть деньги на такси, а кто-то будет вынужден объяснять ребенку, что в любимую секцию ходить больше не будем, потому что дяди убрали трамвай.
Почти два десятка старших по подъездам пришли засвидетельствовать, что протокол встречи в управе с членами инициативной группы жителей (протокол подтверждал, что проект пешеходной улицы и снятия трамвая одобрен народом) - подделка.
Генплан ни при чем
На таком фоне представители власти выглядели блекло. Впрочем, главные виновники торжества - чиновники от управы и префектуры Северо-Восточного округа - на мероприятие не пришли. Отдуваться пришлось второстепенным героям.
- Мы эксплуатируем трамваи на путях, которые строит город, - сказал представитель "Мосгортранса" Вадим Розалиев. - Скажут "продолжайте движение" - будем продолжать. Требуется принятие решения на уровне руководства города. Кстати, по затратам снятие трамвая соизмеримо с реконструкцией или капремонтом трамвайных путей.
Лишь представитель департамента транспорта и связи нашел силы признать, что претензии жителей справедливы.
- Мы анализировали ситуацию. В случае снятия маршрута N 19 ухудшится транспортное обслуживание районов Марьина Роща, Тверского, Мещанского, - подтвердил сотрудник департамента Николай Мельников.
Представитель НИиПИ Генплана Игорь Бахирев долго рассказывал, что в генеральном плане развития города все существующие трамвайные линии сохраняются. Но попросил "не путать генплан и отдельно взятую проблему 19-го трамвая". Как это понимать, осталось неясным.
СПРАВКА "ИЗВЕСТИЙ"
Основа трамвайного парка Москвы - вагоны КТМ 71-608К и КТМ 71-608КМ. Это некогда побочная продукция оборонного завода в Усть-Катавске. Число 608 как раз означает номер завода. Вагоны разработаны в 1988 году, сняты с производства в 2007-м. Выпущено 1530 вагонов, срок их службы - 16 лет. Власти Москвы заявляют о планах по переходу на новейшие модели общественного транспорта. Главная их характеристика - низкий пол - сложнее всего дается разработчикам трамваев. Это все тот же Усть-Катавский и Московский трамвайно-ремонтный завод, который собирает опытные низкопольные экземпляры по мотивам чешского вагона "Татра".
Хроника исхода
При строительстве Третьего кольца в 90-х годах трамвай ушел со всех улиц, ставших частью автомагистрали. В 1995 году было закрыто движение трамвая по улицам Трифоновская, Гиляровского и проспекту Мира, что разорвало беспересадочные маршруты из здешних жилмассивов к метро "ВДНХ", "Бабушкинская", "Медведково". Маршрут трамвая N 23 укорачивали четырежды: в 2000, 2002, 2004 и 2008 годах. В 2002 году был укорочен маршрут N 50, что привело к потере беспересадочной связи со станциями метро "Бауманская" и "Авиамоторная".
Только за последние 10 лет протяженность путей сократилась на 20 км. Пример - сокращение в 2008 году маршрутов N 7 и N 19, ходивших от Белорусского вокзала. Их разворотное кольцо у метро "Белорусская" отдали под строительство офисного центра.
В то же время с 1 февраля 2010 года по просьбам пассажиров на час продлено время работы трамвая N 28к - теперь он ходит до 23.00. С 1 марта, после восстановления рельсов на улице Авиамоторная, сюда стал заезжать маршрут N32. Он ходил здесь до 1986 года.