Страсти по отцу Андрею

С 1 апреля в 19 регионах России стартует эксперимент по изучению школьниками 4-5-х классов нового учебного курса - "Основы религиозных культур и светской этики". Он включает шесть частей-модулей: основы православной, исламской, буддийской, иудейской культур, основы мировых религиозных культур и основы светской этики. Школьник будет изучать один из модулей по выбору своих родителей и собственному желанию. Больше всего пособий выпущено по светской этике - 123 тысячи. На втором месте по тиражу - основы православной культуры (83 тысячи). Однако вокруг этой книги разгорелся серьезный конфликт. "Известия" попытались разобраться в ситуации.
Автор учебника "Основы православной культуры" протодиакон Андрей Кураев заявил, что по указанию гендиректора издательства "Просвещение" Александра Кондакова перед сдачей книги в печать оттуда удалили значительную часть одного из уроков, в котором детям рассказывается о том, как христиане понимают слово "Бог", тем самым "изуродовав" пособие. "Выброшенные тексты заменены картинками, - пишет отец Андрей в своем блоге, - значит, на весе учебника это никак не сказалось. Зато урезанные корректурой странички правленого урока заметно отличаются от соседних страниц учебника: на остальных страницах по 40 строк текста, на этой - всего пять". "Это не СанПиН, а цензура", - считает протодиакон.
"Известия" спросили самого Кондакова, зачем это было сделано.
- Вот раздел, о котором идет речь, он называется "Человек и Бог в православии", - гендиректор раскрыл рукопись. - Смотрите, что было собственноручно вычеркнуто Кураевым. "Солнечная система - это глобус из тонких прутиков. На прутья нанизаны шарики-планеты. В центре светильник - Земля. Вокруг шарика, обозначающего Землю, вращается Луна. Планеты можно передвигать по прутьям и выстраивать из них разные сочетания". А теперь скажите, могли ли мы подобного рода тексты оставить в учебнике для четвертого класса? Такие взгляды на мир методологически не соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Не забывайте, что параллельно в курсе "Окружающий мир" дети изучают строение Вселенной, ее формирование, где отражены все вопросы, связанные с естественно-научной картиной мира.
- Согласился ли сам отец Андрей с итоговой правкой?
- По договору после получения верстки своей книги автор в течение 15 дней должен выразить реакцию на отредактированную работу. Если никакой реакции не следует - по умолчанию рукопись считается одобренной, и мы принимаем решение об издании книги. Так что в данном случае формальное согласие автора присутствует. Ну а то, что сейчас г-н Кураев поднимает кампанию в прессе, его дело. В любом случае издательство выполнило все свои обязательства, и перед автором в том числе, в порядке, установленном законодательством об авторском праве.
А вот как прокомментировал "Известиям" эту ситуацию председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской православной церкви епископ Меркурий:
- Во-первых, отец Андрей писал учебник не один: под его руководством работал целый авторский коллектив. Этот учебник прошел тщательную экспертную проработку и серьезную чистку. И в нашем отделе - а это не просто дяденьки и тетеньки в рясах, а огромный православный педагогический коллектив. И в редакционной коллегии, и в редакционном совете под председательством Святейшего патриарха, который сам неоднократно подчеркивал, что учебные пособия не являются миссионерскими. Но говорить о том, что пособие по той или иной религиозной культуре, которую будут изучать дети, не должно включать мировоззренческую составляющую, наверное, неправильно, да это и невозможно в принципе. Поэтому, думаю, здесь больше конфликт не авторского коллектива и издательства, а, может быть, недопонимание двух личностей.
- Ну а как вы сами, владыка, относитесь к внесенной правке?
- Думаю, ничего предосудительного и страшного в первоначальной редакции не было. Но и раздувать эту ситуацию накануне эксперимента тоже не считаю нужным.
По словам заместителя министра образования и науки Исаака Калины, конфликты между великими авторами школьных учебников (а таким безо всяких кавычек он считает и отца Андрея) и редакциями издательств будут всегда. Первым обычно кажется, что свет увидело далеко не все, что они хотели изложить на страницах своей книги. А вторые обязаны привести ее в соответствие с педагогическими, методическими, психологическими и прочими требованиями, которые предъявляются к школьному учебнику для конкретного возраста. И кроме всего прочего должны учесть, что любое пособие не является самодостаточным, а входит в комплекс учебников. "Содержание школьного образования должно быть системным, - напоминает замминистра, - оно не может быть фрагментарным, его нельзя разрывать по предметным "квартирам".