Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
Женщина получила ранения при падении украинского БПЛА в Воронеже
Мир
Взрыв произошел на оружейном заводе BAE Systems в Уэльсе
Мир
Хью Грант урегулировал спор с The Sun за «огромную сумму денег»
Мир
В конгрессе США заявили о переходе к системе займов в вопросе помощи Украине
Мир
В Днепропетровской области Украины сообщили о повреждении объекта инфраструктуры
Мир
В США заявили о массовой сдаче солдат ВСУ в плен РФ из-за отчаянного положения
Общество
Путин поручил вовремя организовать работу по оценке ущерба от паводков
Общество
Прокуратура проверит слова поддержавшей удары ВСУ по России Лазаревой
Общество
Умер актер Виктор Степанов
Мир
Землетрясение магнитудой 6,4 произошло на юго-западе Японии
Мир
Орбан заявил о нежелании Венгрии обрывать экономические связи с РФ
Общество
Собянин освободил от должности заммэра Москвы Бочкарева
Мир
На Украине мужчина вырвался из рук пограничников и сбежал в Венгрию
Мир
НАТО проводит обучение военных в Узбекистане
Общество
Юрий Куклачев переведен из реанимации в обычную палату
Мир
Швейцарские депутаты поддержали запрет нацистских символов

Заломай на первой линии

В том, что строительство метрополитена в Москве стало одним из самых успешных нацпроектов страны под названием СССР, сегодня никто не сомневается. Но живые, человеческие подробности сооружения самой трудной, первой линии, запущенной 15 мая 1935 года, - от "Сокольников" до "Парка культуры" - с годами исказились либо просто забылись
0
Панно "Проходка шахты" на станции "Комсомольская Сокольнической линии Евгений Лансере посвятил комсомольцам-метростроевцам
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В том, что строительство метрополитена в Москве стало одним из самых успешных нацпроектов страны под названием СССР, сегодня никто не сомневается. Но живые, человеческие подробности сооружения самой трудной, первой линии, запущенной 15 мая 1935 года, - от "Сокольников" до "Парка культуры" - с годами исказились либо просто забылись. Такие подлинные истории обозреватель "Недели" обнаружила в раритетном издании "Как мы строили метро", написанном в 1935 году его инженерами, архитекторами и рабочими.

Об этом сегодня почти не вспоминают, но на "стройку века" призвали "варягов" - экспертов из Лондона, Берлина и Парижа. Они помогли решить главное: на какой глубине вспорет метро коварные столичные недра.

Со щитом или на щите

На английском проходческом щите (к нему вскоре присоединился и первый советский "крот") трудились специально отобранные рабочие, хотя 80% из них под землей до этого никогда не работали. Управляли щитом приезжие "мистеры" - Хиллс, Лондон, Баррет и Кольман. Английские механики поначалу сомневались, что щит в Москве вообще удастся запустить. Пробная сборка чудо-агрегата из гигантских деталей проводилась у Китайгородской стены, напротив Большого театра, на виду у всей Москвы. Бригадой из 15 "собирателей" руководил московский левша, механик Коломийцев, которому, к удивлению англичан, не потребовалось даже чертежей - они, как водится, прибыли позже, когда щит был уже почти готов. Эту махину так же быстро, как это делали в Лондоне, собрали и во второй раз, уже под землей - в отсутствие механизации, на голом энтузиазме. Весной 1934-го, когда под землей собирали первый советский щит и смены порой работали по горло в воде (в таком положении люди заводили снизу шурупы и накладки оболочки щита), наблюдавший за процессом мистер Баррет уже не удивлялся, приговаривал только: "Что за народ, что за народ".

Технический консультант Метростроя американский инженер Джордж Морган перед пуском щита дал прогноз - в трудных московских условиях скорость щитовой проходки вряд ли превысит один метр в сутки. Но 11 сентября 1934 года английский щит поставил рекорд - 4,52 метра проходки. А американец признал: его расчеты в отношении грунта, самого щита, давления воздуха подтвердились. Он недооценил только человеческий материал.

Строй дворцы, живи в бараках

Среди 70 тысяч человек, строивших первую линию, "понаехавшими" были не только западные спецы, но и приезжие с национальных окраин - казахи, башкиры, татары и пр. Многие из них были малограмотными и вообще впервые попали в город. Жили "националы" отдельно, в калужском метрогородке и на станции Лось. К их баракам прикрепили "беседчиков", читчиков газет и педагогов, чтобы вели беседы и ликвидировали общую и политическую неграмотность. К концу строительства отчитались - все "националы" поголовно грамотны.

Строившие подземные дворцы сами обитали в бараках. В 1933-м в комнаты на 5-7 человек вселяли по 10-12, не было никакой обстановки, даже кроватей - только деревянные топчаны, покрытые мешками. Лампочки на шнурах вместо люстр, газеты вместо занавесок на окнах. Не работали сушилки, развелись клопы. Только через год в барачных общежитиях появились железные кровати, зеркала, гардеробы.

Подземные "ныряльщики"

Зато кормили метростроевцев на убой. Лучше всех питались бригады, работавшие в кессонах, специальных камерах для проходки в водоносных грунтах под сжатым воздухом, с помощью которых только и удавалось одолеть московские плывуны. Кессонщикам ежедневно полагалось 300 г мяса, 1600 г рыбы, 60 г жиров, несколько стаканов молока. Но работа в кессонах считалась особой статьей.

Полностью статью читайте на сайте Известия Неделя

Комментарии
Прямой эфир