Прокуроры требуют вернуть льготные проездные

Генпрокуратура проверила жалобы на РЖД со стороны пассажиров и Общества защиты прав потребителей, раскритиковавших железнодорожников за отмену абонементов для льготников. Теперь люди стоят в кассу не раз в месяц за проездным, а перед каждой поездкой - за бесплатным разовым билетом. Это увеличило очереди, но сэкономило бюджетные деньги.
Проезд льготников на электричках оплачивает бюджет. Федеральный - федеральных (инвалиды, ветераны войны), региональные - региональных (школьники, ветераны труда и т.п.). Цена абонемента, когда он действовал, складывалась из 50 поездок в месяц. Большинство льготников не ездит так часто. На всякий случай многие из них брали абонемент на самый длинный маршрут. Некоторые льготники отдавали документ родственникам и знакомым.
Кризис заставил чиновников задуматься, как не переплачивать за несуществующие поездки. 1 января 2009 года от абонементов для своих льготников отказалась Московская область, а 1 сентября - Москва. Льготникам пришлось становиться в очередь не раз в месяц, а перед каждой поездкой. Стоят они в те же кассы, что и обычные пассажиры. 1 января 2010 года проездные отменило Минздравсоцразвития, финансирующее федеральных льготников.
- Отменив абонементы, перевозчики попытались решить свои проблемы за счет добросовестных граждан-льготников, - говорит Андрей Семенов, юрист организации по защите прав потребителей "Общественный контроль".
Льготники и "Общественный контроль" стали жаловаться, в том числе в Генпрокуратуру. Начались проверки.
"Новый порядок существенно ухудшает положение ветеранов и инвалидов, - констатирует пресс-релиз Генпрокуратуры от 19 марта. - Это ограничивает возможность пользоваться мерами государственной социальной поддержки, порождает жалобы граждан в различные инстанции."
"В целях недопущения роста социальной напряженности" Генпрокуратура написала министру Татьяне Голиковой и президенту РЖД Владимиру Якунину письма с рекомендацией о "применении ранее действующего порядка оформления проездного абонемента сроком на месяц".
Чтобы бюджет не переплачивал за несуществующие поездки, РЖД мог бы ввести такую же систему, как в турникетах на московском наземном транспорте и метро. Турникеты запоминают, сколько поездок в месяц было совершено по абонементу - и бюджет компенсирует перевозчику расходы за фактическое число поездок.