Дейнека жить и не ныть помогает
Третьяковская галерея представила большую ретроспективную выставку Александра Дейнеки под названием "Работать, строить и не ныть!".
В прошлом году, когда отмечалось 110-летие этого автора, музейщики из Третьяковки пообещали, что не забудут про Дейнеку и после юбилея. Реализация посула привела к появлению масштабной монографической выставки, где фигурируют не только произведения живописи, но и скульптура, монументалка, журнальная графика. Собственно говоря, из последней Дейнека и вырос когда-то в большого художника. Приглядевшись к его рисункам для журналов "Даешь!", "Прожектор", "Безбожник у станка", зритель без труда обнаружит здесь ростки будущего персонального стиля, который ни с каким другим не спутаешь.
Именно своей манерой - энергичной, решительной, почти плакатной - этот художник всегда выделялся из сонма дежурных соцреалистов. Авангардные корни его искусства скрыть было невозможно. По критериям сталинской эпохи за подобные произведения полагались бы как минимум "проработки" и "порицания", а вовсе не награды и должности. Но дарование Александра Дейнеки было слишком ярким и очевидным, да и воззрения его на "строительство новой жизни" в целом совпадали с установками партии - словом, он закрепился в "обойме", в культурной элите Страны Советов. И стал самым романтичным, самым неординарным из официальных художников своей эпохи.
В его работах сохранилось то, что в других случаях нещадно истреблялось цензурой или самоцензурой, - революционный порыв, не казенный, а личный энтузиазм, собственное понимание вклада художника в приближение "светлого будущего". Все программные работы Дейнеки - начиная со знаменитой "Обороны Петрограда", написанной в 1928 году, - исполнены именно этим духом. Правда, нельзя не заметить, что искренность давалась ему все с большим и большим трудом. Вместо "Будущих летчиков" или "Игры в мяч" из-под его кисти порой выходили полотна надуманные, не слишком для него органичные. Дело тут, скорее всего, не в том, что Дейнека сдался и позволил себе бездумно следовать партийным установкам в эстетической области. Он всегда старался работать по-своему - но, похоже, иногда сбивался с этого внутреннего настроя. "Времена и нравы" не могли не влиять даже на этого человека - предельно уверенного в себе и поразительно талантливого. Однако своим девизом он вполне мог бы взять ту стихотворную строчку из плаката, которая является названием выставки. Работал и не ныл - и после любых спадов снова находил в себе вдохновение.
В нынешнем экспозиционном проекте задействованы главные держатели произведений Дейнеки - Третьяковка, Русский музей, Курская картинная галерея (родному городу художник подарил когда-то десятки своих работ). Так что представление об этом авторе можно получить вполне полноценное. В большом количестве здесь фигурируют и упомянутые журнальные рисунки, и опусы, посвященные спорту (культ здорового тела был для Дейнеки глубоко личным), и путевая лирика, и ню. Еще полнее его творчество представлено в фолианте "Дейнека. Живопись", выпущенном издательской программой "Интерроса" специально к ретроспективной выставке. Кстати, с полгода назад уже выходил первый том этого издания, охватывающий все графическое наследие художника. Из всего происходящего можно сделать недвусмысленный вывод: Александром Дейнекой занялись всерьез. Похоже на то, что стараниями издателей и музейщиков он вновь станет одним из важнейших отечественных художников ХХ века. Надо сказать, по праву.