Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Иконы под арестом

В пятницу в Пресненском суде Москвы начинается тяжба за крупнейшую частную коллекцию русских икон, собранную коллекционером Михаилом де Буаром (Елизаветиным). Право распоряжаться собранием стоимостью в 30 млн долларов оспаривают его вдова и бывшая жена
0
Жемчужина коллекции Елизаветина - икона "Сошествие в ад"
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В пятницу в Пресненском суде Москвы начинается тяжба за крупнейшую частную коллекцию русских икон, собранную коллекционером Михаилом де Буаром (Елизаветиным). Право распоряжаться собранием стоимостью в 30 млн долларов оспаривают его вдова и бывшая жена. Последняя успела подарить 75 самых ценных икон Пушкинскому музею - теперь они арестованы и ожидают решения суда.

Михаил Елизаветин (де Буар), сделавший состояние в строительном бизнесе, был больше известен как владелец одной из самых значительных частных коллекций иконописи. "Первую икону я приобрел в 1977 году - это "Богоматерь Боголюбская" XIX века, - рассказывал он историю увлечения на своем сайте.

- Коллекционирование древнерусской живописи стало моей страстью. На все заработанные деньги я покупал хорошие иконы. Большая часть коллекции была собрана еще в СССР... Легально разрешенный бизнес в новой России позволил зарабатывать совсем другие деньги. 80% из них я продолжал тратить на иконы, но уже только на те, которые я и эксперты с мировым именем (к ним я всегда обращался) одобряли. В то время едва ли не все русские бизнесмены занимались только "коллекционированием разницы" - покупали, продавали дороже, "разницу", то есть деньги, присовокупляли к деньгам и так далее. Кто-то приобретал дома, дорогую мебель, иномарки (я за исключением последних двух лет ездил на отечественных машинах). А я покупал и покупал любимые мной шедевры древнерусской живописи..."

В 2009 году, к моменту смерти семидесятилетнего Михаила Елизаветина, его коллекция насчитывала порядка 600 предметов. Собрание из 191 наиболее ценной иконы постоянно выставлялось в различных музеях страны - в том числе в Третьяковской галерее и музее "Царицыно". Жемчужинами коллекции считаются две северные иконы "Сошествие во ад" XIV века. Одну из них коллекционер приобрел в Швейцарии за 1,5 млн долларов.

Организацией выставок занималась жена Михаила - Любовь Елизаветина (они поженились в 2002 году и развелись в 2008-м).

- Мы сохраняли дружеские отношения до последнего дня, - уверяла Любовь Елизаветина на пресс-конференции в среду.

Она подписывала все необходимые для экспозиций документы - сдавала иконы, получала их обратно, страховала и т.д. Таким же образом в декабре 2009 года она оформила договор с Музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, передав в дар музею 75 наиболее ценных икон.

- Михаил Евгеньевич не раз заявлял, что хотел бы, чтобы коллекция не была разобщена и продана наследниками, а оставалась всегда доступной народу, - рассказала Елизаветина.

В августе 2009 года, за несколько недель до смерти, коллекционер женился на женщине, ухаживавшей за ним, - Татьяне. Теперь Татьяна де Буар оспаривает право Любови Елизаветиной распоряжаться коллекцией. В феврале Татьяна подала заявление в УВД Южного округа о пропаже икон из музея "Царицыно". На самом деле это Любовь забрала сданные ею и выставлявшиеся там полтора года подряд иконы. После чего все спорные произведения искусства были описаны приставами до окончания дела - в том числе и те, что находились в Пушкинском музее. Выставка, намеченная на 9 апреля и приуроченная к дню рождения Михаила Елизаветина, скорее всего не состоится.

12 марта в Пресненском суде пройдет первое заседание по "иконописному" делу. Каков будет его исход, предсказать трудно - на имущество коллекционера претендуют четверо наследников, и шансы первой жены достаточно шатки. Впрочем, адвокат Генрих Падва был в среду оптимистичен:

- Значительная часть коллекции принадлежала самой Елизаветиной, поскольку они состояли в браке и приобретаемые предметы искусства составляют ее супружескую долю. Остальное было подарено устно, чему есть много свидетелей. Факт дарения известен в широких кругах.

Главный вопрос - останется ли коллекция неделимой, сохранив свой культурный статус, или разойдется между наследниками.

Комментарии
Прямой эфир