"Сапсаны" учатся летать

известия: 12 января в Тверской области 35-летний Михаил Самарцев кинул в "Сапсан" ледышку. Стекло шестого вагона треснуло. Задержанный, трижды судимый безработный, сказал, что мстил поезду за то, что "пострадал" от "Сапсана": его сбило воздушной волной за два дня до этого. А пассажиры не пострадали?
Дмитрий Пегов: Нет. Несчастных случаев с пассажирами не было, потому что стекла выдерживают такие удары. Если из оружия стрельнут, как было на испытаниях "Сапсана", тогда, конечно, не исключены и тяжелые последствия.
и: В Интернете тогда злорадствовали - мол, закидали камнями немецкий поезд.
пегов: "Сапсан" - не немецкий, а русский поезд. Да, он собран в Германии, но из комплектующих, сделанных в разных странах, в том числе и России. "Сапсан" принадлежит не частной компании, это проект государственного масштаба. Скоростное движение в любой стране показывает уровень ее развития. Это значит, что люди могут справиться с тысячетонным составом на скорости 250 км/ч, а учебные заведения могут готовить таких специалистов. Поезд застрахован, но опять же не немецкой компанией - она находится на территории РФ. В итоге за разбитые стекла платим мы, русские, а затем удивляемся, почему растут цены.
и: Некоторые боятся высокоскоростных поездов. Особенно после лобового столкновения в Бельгии, повлекшего человеческие жертвы.
пегов: У нас не может случиться лобового столкновения. Автоматическая система прекращает все маневры на дороге, закрывает переезды, как только поезд приближается к ним на расстояние 50 километров. Диспетчер не может самостоятельно перевести стрелки, то есть полностью отсутствует человеческий фактор. "Евростар" в Европе ломается через день, а "Сапсан" едет на скорости 250 км/ч даже при температуре минус 38 градусов. За два месяца всего два опоздания, причем одно - из-за небывалого снегопада в Ленинградской области.
и: "Сапсан" уже переполнен - по вашим данным, билеты раскупаются на 105,4%. Четыре состава, делающие по три рейса в день, перевезли почти столько же пассажиров, сколько самолеты всех авиакомпаний за то же время. А у авиаторов - до ста рейсов в день. Авиапассажиры пересели на "Сапсан"?
пегов: Пассажир к нам не с самолетов пересел: лайнеры по-прежнему полные. Наверное, люди стали больше ездить. Наполняемость поездов "Сапсан" 105,4% достигнута за счет того, что пассажир, следующий, например, из Питера, вышел в Твери, а на его место сел другой, едущий до Москвы. Мы рассматриваем запуск дневного поезда с остановками в малых городах, чтобы люди могли быстро добираться до больших городов. Скорость - показатель уровня жизни.
и: Зато "Сапсан" убил "Юность", на которой студенты могли из Москвы съездить в Питер за 350 рублей.
пегов: На "Юности" нельзя было в 19.00 в Москве сесть в поезд, а в 23.00 уже в Петербурге белые ночи смотреть, потом сходить в ночной клуб и утром на этом же поезде уехать обратно. Но в любом случае мы планируем к лету запустить поезд со специальным студенческим тарифом.
и: А почему нет рейсов в удобное для многих время - часов в восемь-десять утра?
пегов: С 5 апреля поедут "Сапсаны" отправлением из Петербурга в 15.00 и 15.15; из Москвы - в 16.30 и 16.45. Если пассажиры ночных поездов пересядут на них, ночные можно будет убирать. Это позволит выделить вечерние окна для техобслуживания путей. Соответственно, днем этих окон не будет, и появится возможность запустить "Сапсан" между 6.45 и 13.00.
и: У пассажиров есть и другие замечания. Например, не хватает розеток в вагоне второго класса, нет Интернета.
пегов: В каждом вагоне есть по одной розетке, чтобы включать пылесос при проведении уборки состава между рейсами. Ею могут пользоваться и пассажиры. Также мы закупили начальнику поезда зарядные устройства для разных типов мобильных телефонов, можно обращаться за этим к нему. Получим лицензию - будут и крепкие напитки в поезде. Хотя я против. Нетрезвый человек на скорости 250 км/ч - это потенциальная опасность для всех. Интернет будет, сейчас тестируем его вместе с "Сименсом" и "Мегафоном". Когда мы пять лет назад поезд проектировали, не знали, что будет такая связь - 3G. А теперь уже 4G есть. Если когда-нибудь будет отдельная магистраль для высокоскоростных поездов Москва - Петербург, тогда мы все учтем. Например, мы же не знали, что лоси научатся перепрыгивать заборы! А ведь эти заборы на всем пути стоят. Лоси перепрыгивают их с высоких мест и оказываются в колее. А обратно запрыгнуть не могут.
и: И как же быть с лосями?
пегов: Видя эту проблему, наши институты сейчас проектируют 60 троп миграции, чтобы лоси могли ходить под железной дорогой. Звери же не знают, что "Сапсан" курсирует со скоростью до 250 км/ч. А люди, хотя и знают, но с ними гораздо сложнее, так как они в любом заборе дырку найдут.
Справка "Известий"
В составе - два вагона бизнес-класса, семь - эконом-класса и вагон-ресторан. В зависимости от времени отправления, билет в первый класс между столицами стоит от 4766 до 6674 руб. (самый дешевый рейс - в 13.00). Второй класс - от 2408 до 3596 руб. Если брать туда и обратно в кассе, то дадут скидку 10%. Для сравнения, авиабилет эконом-класса Москва - Петербург стоит сейчас от 1825 до 3933 руб. без учета распродаж.
Хроника происшествий
24 декабря "Сапсан" сбил человека, сидевшего, свесив ноги, на платформе в Тверской области.
15 и 16 февраля в поезд кидали камни. Пассажиры не пострадали и не опоздали. Возбуждены уголовные дела.
16 февраля женщина, вышедшая из электрички на платформе Обухово в Петербурге, спрыгнула на рельсы, чтобы срезать дорогу к кладбищу. В это время навстречу ее электричке в Москву шел "Сапсан". Если в таких случаях скорость поезда меньше 140 км/ч, машинист обязан экстренно тормозить. На табло было 138. Это 40 метров в секунду. Женщина погибла мгновенно, поезд простоял 11 минут, но по пути наверстал время.
Работа над ошибками
В ходе эксплуатации поездов выявились некоторые огрехи. Их постепенно исправляют.
- 21 декабря рейс был задержан, - рассказал "Известиям" пресс-секретарь компании "Сименс" в России Денис Перкин. - К этому привела неисправность конденсаторов. Также был сбой в работе вагонного туалета. Был случай неплотного закрытия дверей, но рейс все-таки состоялся. Такие вещи обычны для масштабных проектов, связанных с внедрением новых технологий практически с нуля. В начале года мы обнаружили повышенный износ колесных пар, что никак не влияет на безопасность и комфорт поезда. Они осматриваются после каждого пробега туда-обратно, и при необходимости колеса обтачиваются или идут на замену. Мы анализируем причины этого явления и уверены, что в скором времени будет найдено долгосрочное решение.