Сборная России отбросила лыжи

Российским лыжникам не удалось последовать примеру девушек-биатлонисток. Они не смогли проявить себя и в эстафете 4х10 км. Давно минули те времена, когда командная гонка считалась нашим "коньком". Последним крупным успехом на Олимпиадах стало серебро, завоеванное еще сборной СССР в далеком уже 1988 году. Нынче же преемники Смирнова и Девятьярова и вовсе скромно примостились в нижней части протокола, финишировав восьмыми из 14-ти участников.
После нескольких ясных дней в горном Уистлере снова зарядил густой мокрый снег. Если раньше на погоду жаловались лыжники, которым приходилось несладко под палящим канадским солнышком, то теперь пришел черед сетовать сервисменам. Подобрать подходящую смазку в таких условиях – целая наука. Лыжи могут хорошо скользить на спусках, но совершенно не "держать" в подъем. Правда, забойщику российской сборной Николаю Панкратову сетовать на плохо подготовленный инвентарь не стоит. Первый просвет между ним и группой лидеров образовался уже после четырех километров, а после двух третей дистанции он вырос до катастрофических 20-ти секунд.
По идее, Николай вообще не должен был попадать в эту эстафету. Его жестко критиковали еще после дуатлона: тогда по ходу первой части гонки, классическим стилем, он проиграл пелетону почти минуту. Когда спецкор "Известий" поинтересовался у главного тренера нашей сборной Юрия Чарковского о причинах включениях Панкратова в состав, тот развел руками: "А кому бежать-то?". Тут-то и выяснилась парадоксальная вещь: в мужской сборной, состоящей из 12 человек, выступать классикой оказалось совершенно некому.
Изначально на место забойщика в эстафете планировался Сергей Ширяев. Вместе с двумя другими лидерами команды, Александром Легковым и Максимом Вылегжаниным он до 1 февраля целенаправленно готовился в высокогорном Тауплиц-Альме. По науке, именно на 24-й день после того, как гонщики спускаются на равнину, наступает так называемая "вторая волна": организм спортсменов вновь в большом количестве начинает вырабатывать красные кровяные тельца, и форма выходит на свой пик. Однако у Ширяева, по словам наставников, "вторая волна" почему-то не наступила.
Не наступила она и у еще одного претендента на место в составе – Сергея Новикова. Он тоже готовился по науке, в горах – только не в Альпах, а в канадском Кэнморе. Кстати, именно здесь на Играх-88 Владимир Смирнов и Ко взяли нашу последнюю олимпийскую медаль в эстафете. Но и Новиков почему-то оказался не в форме. Гонщик сам признался тренерам в этом, после чего вопрос о его включении в эстафету даже не вставал.
Зато в Москве остался талантливый Артем Жмурко, который неплохо выступает классикой, а перед самой Олимпиадой выиграл дуатлон на этапе Кубка мира в Рыбинске. Но он оказался в сборной лишним, поскольку все места были уже распределены. Вот и вышло, что кроме Панкратова открывать гонку совершенно некому. К тому же за него поручился старший тренер мужской сборной Юрий Бородавко, который гарантировал: его воспитанник с задачей справится. В итоге к финишу первого отрезка Николай "привез" команде отставание в 38 секунд. Когда автор этих строк спросил Чарковского, будут ли применены какие-то санкции к специалисту, взявшему ответственность на себя, тот развел руками вторично: "А вы разве не ошибаетесь?".
Вот такие порядки царят теперь в нашей лыжной сборной. Зато Панкратов, как выяснилось, очень тяжело пережил свою неудачу. "Сидит сейчас в раздевалке и вздыхает", - сказали про него тренеры. Как нужно справляться с ответственностью, да и просто - сражаться за свою страну на втором этапе показал 19-летний Петр Седов. Новичок команды, еще совсем мальчишка буквально грыз снег зубами, цепляясь за матерых соперников перед собой. Да, к концу его этапа отставание команды выросло до 47 секунд. Но вот эти-то цифры как раз обманчивы: свой отрезок юниор завершил пятым, превзойдя таких опытных мастеров как норвежец Хьелмесет, немец Тайхманн или итальянец Ди Чента.
Тем не менее, судьба гонки была предрешена. Усилий Легкова и Вылегжанина хватило только на то, чтобы закрепить сборную на 8-м месте. Золотую медаль в эстафете выиграли шведы; главным же ее героем стал знаменитый норвежец Петер Нортуг. Уйдя на последний этап с отставанием в 35 секунд от трех лидеров, он не только догнал их, но и на самом финише сумел обойти чехов с французами, принеся своей команде серебро.