Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Сериал с выдержкой

45 лет назад состоялся премьерный показ первого многосерийного советского художественного фильма "Вызываем огонь на себя". С этого момента на нашем ТВ стартовала эпоха сериалов
0
Анна Морозова (Людмила Касаткина) в фашистских застенках. После фильма прототипу главной героини - реальной Анне Морозовой присвоили звание Героя Советского Союза (посмертно)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

45 лет назад состоялся премьерный показ первого многосерийного советского художественного фильма "Вызываем огонь на себя". С этого момента на нашем ТВ стартовала эпоха сериалов.

История знаменитого фильма началась с радио. В 1963 году Сергей Колосов поставил аудиоспектакль по одноименной книге Овидия Горчакова о подвиге брянских подпольщиков времен Великой Отечественной.

Радиопостановка, революционно соединившая художественный текст с документальными интервью, прошла в эфире один раз. Первый секретарь Брянского обкома КПСС написал письмо в ЦК КПСС. Мотивация - в спектакле показаны "не те люди". Партия "героями подполья" давно уже назначила других, а заодно и раздала награды с прочими благами. Тогда Колосов принял решение перейти в штат киностудии "Мосфильм" и приступил к подготовке фильма.

На фоне сегодняшних сериалов в 200-500 серий эти четыре черно-белых фильма смотрятся, конечно, скромно. Но без преувеличения можно сказать, что Сергей Николаевич Колосов был пионером строительства телевизионной индустрии. Все было впервые - масштаб съемок, интернациональные - с участием немцев, поляков и чехов - актерская и съемочная команды, Сергей Колосов повторил найденный для радио прием и объединил документальные синхроны с игровым повествованием. В фильме снимались Изольда Извицкая (Паша), Елена Королёва (Лида Корнеева), Нина Крачковская (Женя). Александр Лазарев-старший играл командира партизанского отряда Федора, Олег Ефремов - связного дядю Васю. Труднее всего пришлось Ролану Быкову. Долго зритель поминал его полицая Тереха недобрым словом. Музыку к фильму писал сам Альфред Шнитке.

Военная драма с Людмилой Ивановной Касаткиной в главной роли выстраивалась так, что зритель с нетерпением ждал каждой серии. Потом были тысячи писем на студию и сотни букетов к служебному входу Театра Советской Армии, где служила Касаткина. Отметим еще один итог премьерного показа. Прототипу главной героини подпольщице Анне Морозовой было присвоено звание Героя Советского Союза - посмертно. Ее соратники - поляк Ян Маньковский, советские солдаты Иван Алдюхов и Константин Поваров также посмертно были награждены орденами Отечественной войны. Медалей были удостоены оставшиеся в живых подпольщики группы Морозовой. В 1968 году в поселке Сеща Дубровского района Брянской области открыли памятник Сещинскому интернациональному подполью. А в 1965-м на волне успеха фильма появилось специальное объединение "Телефильм", художественным руководителем которого стал Сергей Колосов.

Практически все выдающиеся советские сериалы, за исключением "Семнадцати мгновений весны", вышли из-под крыла этой организации. 

Сергей Колосов: На сегодняшнем телевидении много штампов

Народный артист СССР внимательно следит за развитием отечественного телекино, у истоков которого он стоял. "Известия" попросили ветерана рассказать о своих впечатлениях.

К сожалению, сейчас телевидение в основном предпочитает недорогой поток. Производится он в маленьких и, судя по качеству, кажется, полуподпольных студиях. Снимают режиссеры, которые не имеют никакого отношения к профессии. Конечно, такое производство обходится дешевле, но уровень подобных фильмов сильно снижает художественную планку. То, чем всегда отличались произведения "Телефильма".

"Вызываем огонь на себя" был творческим экспериментом. Трудным, но интересным. А время показало, что и очень перспективным для развития телекино в целом. В созданном объединении для производства телефильмов мы интенсивно работали несколько десятилетий. Снимали и короткометражное кино, и первые цветные телефильмы. И все получалось потому, что удавалось привлечь первоклассных режиссеров, операторов и художников из большого кино.

Сегодня на телевидении много схематизма и штампов, даже наивности в сценарных перипетиях. В основе "Вызываем огонь на себя" была документальная история. Я много раз встречался с реальными участниками событий, изучал архивы, но никогда не забывал, что снимаю кино, и потому требуется еще художественное осмысление всех фактов. Сейчас же на телевидении демонстрируют фильмы, снятые якобы по реальным историям. Однако ни документального, ни художественного в них нет. Все поверхностно, наскоком, без проработки характеров. Выделить можно только фильмы режиссеров - выходцев из нашего объединения: Александра Прошкина ("Доктор Живаго"), Валерия Ускова и Владимира Краснопольского ("Две судьбы"). Они держат качественный уровень производства многосерийного фильма.

Вы вспомнили о "Вызываем огонь на себя", за что вашей газете большое спасибо. Но, боюсь, новому поколению телезрителей, наш фильм совсем неизвестен. Репертуарная политика телевидения такова, что слабые картины показывают по всем каналам и по нескольку раз. Для моих фильмов - "Операция "Трест" или того же "Огня..." - или, например, работ Василия Ордынского, Евгения Карелова, Евгения Ташкова сегодняшнее теленачальство не находит места в репертуарной сетке... 

Валерий Усков: У нас сыграют Маковецкий и Домогаров

Мастера российского многосерийного кино Валерий Усков и Владимир Краснопольский - старожилы объединения "Телефильм". Начинали с короткометражной ленты "Стюардесса" с Аллой Демидовой в главной роли. А вскоре сняли "Тени исчезают в полдень" и "Вечный зов". Встретившись с обозревателем "Известий" Витой Рамм, Валерий Усков поделился воспоминаниями и рассказал о планах на будущее.

известия: Фильм "Вызываем огонь на себя" стал прекрасным началом для создания новой индустрии.

валерий Усков: После такого успеха кино- и теленачальство поверило в перспективное направление. А Сергей Николаевич Колосов стал энтузиастом многосерийного кино и собрал в "Телефильме" отличную команду. У нас работали высокопрофессиональные редакторы Элеонора Барабаш и Надежда Ушакова. Был потрясающий, влюбленный в кино директор - Семен Михайлович Марьяхин. Сегодня его с полным правом называли бы продюсером. Режиссеров радовало, что он, соблюдая сроки, сметы, на первое место ставил художественность фильма.

и: Мастера большого кино поверили, что телефильм не есть маленькое кино для маленького же экрана?

усков: В то время многие режиссеры к съемкам для телевидения относились как ко второму сорту. Но Сергею Николаевичу удалось выстроить такую сценарную политику, что, например, мы с Володей Краснопольским сами предложили новому объединению экранизации романов Анатолия Иванова. Столь масштабные исторические эпопеи не вмещались в киноформат, а в многосерийном художественном телефильме удавалось сохранить и течение времени, и персонажей. Сняв "Тени исчезают в полдень" и "Вечный зов", мы с Володей так и остались в телепространстве. И сейчас, приступая к экранизации повести Дины Рубиной "На солнечной стороне улицы", мы, как в старое доброе время, пишем в титрах: многосерийный телевизионный художественный фильм. По сравнению с прокатным кино денег дают меньше, тем не менее мы отправляемся в экспедицию в Ташкент. Актеры Иван Стебунов, Анна Снаткина, Сергей Маковецкий, Александр Домогаров, Юлия Маврина будут сниматься в местах, о которых писала автор. 

Золотой фонд "Телефильма"

МНОГОСЕРИЙНЫЕ ФИЛЬМЫ

Светлана Дружинина - "Гардемарины, вперед!", 1987

Евгений Карелов - "Два капитана", 1976

Сергей Колосов - "Операция "Трест", 1968; "Радости земные", 1988; "Раскол", 1993

Алексей Коренев - "Большая перемена", 1973

Василий Ордынский - "Хождение по мукам", 1977

Александр Прошкин - "Михайло Ломоносов", 1986; "Николай Вавилов", 1990

Евгений Ташков - "Майор Вихрь", 1967; "Адъютант его превосходительства", 1970

Валерий Усков и Владимир Краснопольский - "Тени исчезают в полдень", 1972; "Вечный зов", 1976-1977

Михаил Швейцер - "Маленькие трагедии", 1979; "Мертвые души", 1984

ФИЛЬМЫ

Марк Захаров - "Обыкновенное чудо", 1978; "Тот самый Мюнхгаузен", 1975; "Формула любви", 1984

Леонид Квинихидзе - "31 июня", 1978; "Мэри Поппинс, до свидания!", 1983

Михаил Козаков - "Покровские ворота", 1982; "Визит дамы", 1989

Родион Нахапетов - "Не стреляйте в белых лебедей", 1980

Эльдар Рязанов - "Ирония судьбы, или С легким паром!", 1975; "О бедном гусаре замолвите слово", 1980

Самсон Самсонов - "Чисто английское убийство", 1974

Сергей Соловьев - "Станционный смотритель", 1972

Алла Сурикова - "Ищите женщину", 1982

Комментарии
Прямой эфир