Тренер фигуристов Тамара Москвина: Юко и Саша все-таки пригласили меня на бокал вина

Неудача российских фигуристов Юко Кавагути и Александра Смирнова продолжает будоражить умы болельщиков. После короткой программы наш дуэт занимал третье место и замахивался на большее, но в итоге оказался за чертой призеров. Сразу после соревнований разыскать наставника спортсменов Тамару Москвину журналистам не удалось. Поэтому когда сутки спустя спецкор "Известий" в Ванкувере столкнулся со знаменитым тренером в коридоре дворца спорта "Пасифик Колизеум", не воспользоваться такой возможностью он не мог.
известия: Тамара Николаевна, как вы определяете случившееся с вашими подопечными?
Тамара Москвина: Это было плохое катание, вызванное неконтролируемостью движений.
и: Что это значит?
Москвина: Ребята просто перенервничали. Соревнования такого уровня оказались для них чрезмерной психологической нагрузкой.
и: Но ведь они достаточно опытны – прошли и чемпионаты Европы, и мировые первенства.
Москвина: Олимпиада-то у них первая.
и: Этот пробел можно было чем-то компенсировать?
Москвина: Только большим количеством выступлений на публике. Но у нас сейчас нет никаких туров, как, например, у американцев. Или большим количеством лет, проведенных на мировой арене. Но ребята-то вместе катаются всего 3,5 года. А ведь каждый крупный чемпионат – это целая школа. Как справляться со своим нервами, как настраиваться…
и: Однако ваши пары всегда отличались бойцовским характером. Даже те, кто участвовал в Олимпийских играх впервые.
Москвина: Значит, то были другие люди.
и: Как у Лермонтова – "не то, что нынешнее племя…"?
Москвина: Нет, так нельзя говорить. Эти спортсмены доросли до Олимпиады в рекордные сроки. Другие мои воспитанники созревали дольше.
и: То есть к бойцовским качествам ребят у вас претензий нет?
Москвина: Ни в коем случае. Просто они идут своим путем обретения уверенности, технического и хореографического развития.
и: Вы согласны с тем, что помарка на первом же элементе, выбросе сальхов в 3 оборота выбила ребят из колеи?
Москвина: Может быть.
и: А почему вы не стали использовать свое коронное оружие – четверной выброс?
Москвина: Если людям не хватает умения после малейшей помарки достойно завершить программу, риск ошибки при выполнении более сложного элемента вырастает многократно.
и: То есть вы понимали, что у ребят нет запаса психологической прочности.
Москвина: Не психологической прочности – опыта серьезных соревнований. Когда каждый переступает через "не могу" и отдает борьбе все силы.
и: После короткой программы вы говорили, что вас ждет тяжелая ночь в раздумьях – делать или не делать четвертной выброс.
Москвина: Нет, я сразу решила не рисковать. Можно было бы пойти ва-банк, но у нас такие случаи уже были. Юко падала и травмировалась – зачем это нужно? Тем более что на недавнем чемпионате Европы в Талине мы сделали ставку на тройной выброс, и программа оказалась выполнена очень успешно.
и: Но ребята говорят, что договаривались с вами делать именно четвертной выброс. По их словам, вы изменили это решение в самый последний момент, уже после разминки…
Москвина: Они так говорят? Может, это было их решение…
и: Так все-таки: была установка делать четверной выброс или тройной?
Москвина: Никакой установки вообще не было, так же как и проблемы выбора. Мы готовили четвертной, просто чтобы конкуренты нас боялись.
и: Разрешите, я зайду с другой стороны. В какой момент было принято решение делать именно тройной выброс?
Москвина: Один элемент не решает успешность программы. Важно все в комплексе. Раньше люди вообще не делали ни четвертных, ни тройных прыжков, и все равно выигрывали.
и: И все-таки я бы попросил вас ответить на вопрос.
Москвина: После чемпионата Европы, на котором ребята выиграли золотую медаль, я сказала им: четвертной тренировать продолжаем. Но катать на Олимпиаде будем легкий вариант.
и: Что станет с этой парой дальше?
Москвина: Дальше? Она будет кататься, и расти с каждым годом.
и: Юко накануне была настроена куда менее решительно.
Москвина: Вы же знаете девушек: то у них голова болит, то нога. Сегодня хочу сумку, завтра – костюм.
и: То есть вы успели обсудить с ребятами вопрос об их будущем?
Москвина: Мы давно об этом разговаривали. И решили, что пара будет готовиться еще один четырехлетний цикл, к Сочи-2014.
и: Вчера много слез было пролито?
Москвина: Мною – ни одной. А Юко – как всегда бывает у девочек.
и: Вы позволили ребятам снять стресс и горечь после соревнований?
Москвина: Имеете в виду спиртное? У нас оно и не запрещено. Я считаю, что человек должен наслаждаться всеми прелестями жизни. После соревнований ребята могут выпить шампанского или вина – кто что любит.
и: Саша и Юко вас выпить с ними бокал не пригласили?
Москвина: Мы, как и всегда, организовали совместное застолье. А потом они разбежались… У нас нет ни цепей, ни слежки. Все взрослые, нормальные люди.