Прощай, золотая традиция

15 февраля в истории мирового фигурного катания одной красивой историей стало больше: китайский дуэт Ксю Чен и Хонгбо Джао, уйдя из спорта, а потом вернувшись, с третьей попытки дотянулся-таки до золотой олимпийской медали. Увы, произошло это за счет России. Оказалась нарушена не только золотая традиция, согласно которой 12 зимних Игр подряд, начиная с 1964 года, первое место в соревнованиях спортивных пар выигрывали представители именно нашей страны. На сей раз россияне остались вообще без наград: Юко Кавагути и Александр Смирнов, шедшие после короткой программы третьими, остались в итоге на 4-м месте.
Главными претендентами на олимпийские медали считались три дуэта – Чен - Джао, Кавагути - Смирнов и немцы Алена Савченко - Робин Шолковы. У каждого были свои плюсы, которые должны были сработать в решающий момент. К примеру, китайцам принадлежали самые горячие симпатии канадских болельщиков: всякий раз, когда они выходили на лед "Пасифик Колизеум", арена содрогалась от аплодисментов и приветственных криков. За спиной у этого дуэта была богатая история взлетов и падений, и чувства публики не могли не откликнуться на нее.
Дело в том, что Ксю и Хонгбо выступали еще вместе с нашими Еленой Бережной и Антоном Сихарулидзе. На чемпионатах мира частенько обыгрывали их, но на Олимпиаде-2002 в Солт-Лейк-Сити остались только третьими. После тех Игр россияне повесили коньки на гвоздь (с тех пор Сихарулидзе успел даже стать главой думского комитета по физкультуре и спорту), а китайцы повели новую атаку на Олимп. Но спустя четыре года, в Турине история повторилась. Чемпионами вновь стали россияне, на сей раз Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин, а дуэт из Поднебесной опять остался третьим.
Тогда Ксю и Хонгбо не выдержали: объявили о завершении карьеры и, наконец, сделали то, на что никак не могли найти время - зарегистрировали свои отношения. Но минувшей осенью, подобно Евгению Плющенко, супруги заскучали и решили вернуться. Come-back получился впечатляющим: "пенсионеры" выиграли все соревнования, в которых принимали участие, включая декабрьский финал Гран-при. Олимпиада в Ванкувере была их последним шансом дотянуться до заветной золотой медали: через четыре года ныне 36-летний Хонгбо мог бы выступить разве что в ветеранской категории.
Китайцы были фаворитами, но и у их соперников козырей хватало. Савченко и Шолковы за последние три года выиграли все основные чемпионские титулы – исключением стало лишь недавнее первенство Европы в Таллинне. Там победа досталась Юко Кавагути и Александру Смирнову, которые подтвердили свою репутацию самой прогрессирующей пары мира. И заработали новую – "теневых" лидеров Игр. Веса ученикам прославленной Тамары Москвиной добавлял уникальный элемент, которым владеют только они – выброс cальхов в четыре оборота. Этот мощный козырь мог быть использован в случае необходимости, и при удачном исполнении тут же переломил бы ход борьбы в их пользу.
Выступление претендентов в короткой программе зафиксировало исходное статус-кво. В наименее выгодной позиции вроде как были китайцы: поскольку Ксю и Хонгбо пропустили два сезона, в рейтинге Международного союза конькобежцев (ИСУ) они занимали очень низкую, 29-ю позицию и должны были стартовать в слабейшей разминке. Больше того, при жеребьевке партнерша вытащила еще и 1-й стартовый номер. Но судьи отнеслись к открывающим соревнования "возвращенцам" очень благосклонно, наградив их рекордными баллами дня – 76,66. Впрочем, минимальный отрыв от шедших вторых немцев (75,96) и россиян, занимавших третье место (74,16), не оставлял сомнений: вся борьба – впереди.
Главная интрига вчерашнего дня звучала так: включат ли Юко с Сашей в программу свой коронный элемент или предпочтут не рисковать? Вопрос был поистине гамлетовским. Удачный прокат без выброса практически гарантированно приносил им медаль, но его могло не хватить для золота. Включение же четверного, в зависимости от качества его исполнения, могло вознести их на абсолютную вершину, но и скинуть с пьедестала. Выбор осложняло то, что россияне открывали сильнейшую группу. Следовательно, они не могли знать, как выступят основные конкуренты и в зависимости от этого изменить свою программу.
Тамара Москвина накануне произвольной и сама не знала ответа. "Мне предстоит долгая и тяжелая ночь", - только и могла сказать она. Утром решающего дня, на тренировке Кавагути и Смирнов несколько раз удачно выполнили свой главный элемент. Был он заявлен и в программе их выступления. И все же общее мнение было таково: вряд ли русские в такой ситуации пойдут ва-банк. Слишком уж велика цена ошибки.
Так оно и оказалось. Юко и Александр начали свое выступление с тройного, а не четвертного выброса – увы, партнерша при выезде коснулась льда рукой. Дальше последовали еще более грубые ошибки. Вместо заявленных двух двойных акселей россияне выполнили только один, при этом Смирнов перескочил с конька на конек. А при следующем выбросе – ритбергере в три оборота - Кавагути и вовсе не смогла удержаться на ногах. Стало ясно: с таким прокатом не то, что на золото – на любую медаль претендовать трудно.
Дальнейшие события подтвердили это. Хотя Шолковы и упал на двойном акселе, оценки немецкой пары за произвольную программу оказались выше, чем у наших – и они обеспечили себе место на пьедестале. Выступление второго китайского дуэта, Кинг Панг – Джиан Тонг, занимавших после короткой программы четвертое место, сместило россиян еще на строчку ниже. Закрывали же программу Чен и Джао – и это был их звездный час. В катание под пронзительное Адажио Альбинони они вложили всю душу, и это не могло не тронуть. Когда судьи объявили оценки, железные доселе китайцы дали волю чувствам: Хонгбо прикрыл лицо руками, а Ксю разрыдалась.