Заплатки для оперы
Художественное руководство Большого театра во главе с Леонидом Десятниковым начало год с обновления оперного гардероба. Задача эта не менее сложная, чем завершение ремонта главного здания по соседству.
Премьерные и репертуарные спектакли в театрах - как любимые дети и пасынки. В Большом хуже всего дела обстоят с русскими названиями. "Золотой петушок" или "Царская невеста" Римского-Корсакова - зрелища за гранью профессиональных критериев. Или взять, к примеру, "короткометражку" Чайковского - несчастную "Иоланту", превращенную в утренник с антрактом (наверное, чтобы буфет не оказался в убытке). Пока "круговая подтяжка" "Иоланты" заключается в том, что спектаклями дирижирует канадка Кери-Линн Уилсон. Она не может ни собрать оркестр, ни вдохновить солистов, но после того как ее супруг Питер Гелб возглавил первый оперный театр мира - Metropolitan, наши театры взяли миссис Гелб в оборот.
Западноевропейской классике в театре везет больше. "Турандот" Пуччини в постановке Франчески Замбелло - Георгия Цыпина (2002 год) пока обходится без вводов. Хотя спектакль явно с убытками вписывается в скромные масштабы Новой сцены, да и бутафория заметно поизносилась: миманс размахивает дырявыми знаменами... Но мастерски поющая заглавную партию прима театра Елена Зеленская и трогательная рабыня Лю в исполнении восходящей звезды Екатерины Щербаченко при помощи строгого оркестра под управлением Гинтараса Ринкявичюса дают качество, достойное Большого театра.
"Кармен" - остросоциальная постановка, сделанная англичанином Дэвидом Паунтни полтора года назад, к нынешнему моменту сильно поблекла. Если не поет болгарка Надя Крастева, идти в театр - только расстраиваться. Штатные солисты со своими ролями не справляются ни вокально, ни актерски. Элемент обновления опять-таки связан с приглашенным дирижером - французом Эммануэлем Жоэль-Орнаком. Оркестр под его палочкой действительно звучит мягко и интеллигентно.
Самым удачным примером тюнинга репертуара оказалась "Богема". Скромненькая постановка 1996 года с мизансценами типа "входит слева, уходит направо" оказалась комфортной для дебютов. Несколько взрословатая для Мими Вероника Джиоева, Рудольф - Хачатур Бадалян из "Новой оперы", Марсель - Максим Яснопольский звучат очень хорошо. Настоящей звездой выглядит юная золотокудрая красавица Анна Крайникова, прошедшая молодежную стажировку в театре Болоньи.
В февральском расписании значится дебют Анны Крайниковой в партии Татьяны в "Евгении Онегине" - в дуэте с видным баритоном Василием Ладюком, которого с трудом делят Большой театр и "Новая опера". А главным событием февраля обещает стать возобновление "Волшебной флейты" от мэтра режиссуры Грэма Вика со знаменитым английским дирижером Кристофером Мулдсом. В первом составе будут блистать звезды - например, чемпионка последнего конкурса Чайковского, долго шлифовавшая мастерство в Америке, Альбина Шагимуратова. Ее Царицу Ночи под руководством великого Риккардо Мути уже оценил чопорный Зальцбургский фестиваль. Во втором составе свои успехи продемонстрируют участники Молодежной программы Большого театра. А там и до настоящей премьеры недалеко: в марте театр покажет оперетту Штрауса "Летучая мышь".
* * *
В Большом снова поют
Большой театр впервые с 2005 года открыл двери для публики. В первом из отреставрированных залов, Хоровом, состоялся закрытый - для строителей и VIP-гостей - концерт участников Молодежной оперной программы. Вице-премьер Александр Жуков, мэр Юрий Лужков, министр культуры Александр Авдеев услышали Чайковского, Римского-Корсакова, Даргомыжского, Верди и Пуччини. По словам гендиректора ГАБТа Анатолия Иксанова, концертом отмечено окончание первого этапа реконструкции.