Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Блинкен заявил об отсутствии данных о военных поставках Китая России
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Культура
Главный приз «Золотой святой Георгий» ММКФ получил фильм «Стыд» Мексики и Катара
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Спорт
Международная федерация баскетбола продлила отстранение россиян до декабря 2024-го
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Общество
В Ростовской области задержан избивавший граждан 17-летний подросток
Спорт
FIG удалила из правил пять названных в честь российских гимнасток элементов
Спорт
Тетерин победил Манжуева в бою турнира «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Культура
Лучшим российским фильмом ММКФ стала картина «Лгунья» режиссера Трофимовой
Мир
На Тайване произошло землетрясение магнитудой 6,1
Мир
Минимум 10 человек погибли в результате пожара в гостинице в Бразилии
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Утильная охота

На Волхонском шоссе есть огромная гора. Это городская свалка. Говорят, что если встать на ее вершину, видны купола Исаакиевского собора. Если по шоссе проехать чуть дальше, за одним из неприметных КПП начнется лабиринт контейнеров и складов. В конце этого лабиринта - офисное здание, а за ним - большая площадка с огромной установкой для уничтожения старых машин посередине. Корреспондент "Известий" попробовал "сдать" свой старый авто в утиль.
0
Фото: Интерпресс/Сергей Куликов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

На Волхонском шоссе есть огромная гора. Это городская свалка. Говорят, что если встать на ее вершину, видны купола Исаакиевского собора. Если по шоссе проехать чуть дальше, за одним из неприметных КПП начнется лабиринт контейнеров и складов. В конце этого лабиринта - офисное здание, а за ним - большая площадка с огромной установкой для уничтожения старых машин посередине. Корреспондент "Известий" попробовал "сдать" свой старый авто в утиль.

Оказывается, что сейчас горожане автомобили на утилизацию почти не везут. Поэтому на "волхонском приемнике" приходится "пускать в оборот" холодильники, батареи, промышленные отходы. Но скоро ситуация должна коренным образом измениться. По крайней мере, здесь на это надеются.

- Вот площадка. Ее мы всю заставим машинами, которые будем принимать, - показывает Сергей Ганичев, заместитель директора по развитию одной из компаний, осуществляющих утилизацию в нашем городе. - Тут же инспектор ДПС проверит номера и оформит документы.

Теория эксперимента

Дело в том, что 8 марта в Петербурге и еще в 18 регионах страны стартует эксперимент "по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию". Проще говоря, за каждую машину, уничтоженную на специальном, имеющем лицензию, предприятии, ее владелец получит сертификат на 50 тысяч рублей. С ним он отправится в автосалон и приобретет новый автомобиль со скидкой в размере этой суммы. Конечно, здесь есть много "но". Утилизируемое ТС должно быть не моложе 10 лет и не тяжелее 3,5 тонны, а его хозяин - являться собственником не менее года. То есть люди, владеющие авто по генеральной доверенности участвовать в программе уже не смогут. Кроме того, далеко не на любую машину действует скидка 50 тысяч. Самое главное условие - автомобиль должен быть отечественного производства или иномаркой, собираемой в России. Это все машины ВАЗа, УАЗа, Volga Siber, Kia Spectra и Sorento, Hyundai Sonata и Accent, Nissan Teana, Toyota Camry, Volkswagen Tiguan, Chevrolet Niva, Opel Antara и Astra, Fiat Ducato, Ford Focus и Mondeo, Renault Logan, Skoda Fabia и Octavia. В заветный список не вошли калининградский Hummer, BMW с Cadillac, некоторые модели Volkswagen. Кроме того, неясным остается еще один момент. Когда в ноябре прошлого года разговоры об эксперименте только начинались, предполагалось, что за утилизацию своей машины (чтобы получить заветный ваучер) хозяину еще придется заплатить три тысячи. Сейчас чиновники ничего об этом не говорят. Остается ждать окончательный текст закона.

В Петербурге три крупные компании, утилизирующие автомобили. Две расположились в Химическом переулке, недалеко от метро "Нарвская", одна - на Волхонском. Все они намерены участвовать в эксперименте. Еще существует огромное множество "разборок". Это либо боксы на авторынках или неподалеку от сервисов, либо просто гаражи в кооперативах. Там от привозимых машин откручивают все, что можно продать, а остальное выбрасывают. Разборки плохи для города тем, что наносят вред экологии. Масло, бензин, другие жидкости бесконтрольно выливаются "вон за тем гаражом". Покрышки отправляются на свалку. Что происходит с ненужными кузовами, остается только догадываться. Продав свою машинку в таком месте, можно заработать побольше, чем на утилизации. Но зато ни о каких ваучерах, дающих 50-тысячную скидку, здесь и речи не идет.

Основной смысл эксперимента - расчистить города от автохлама и стимулировать автопром. Правительство рассчитывает добиться успехов в кратчайшие сроки - уже 1 ноября программа закончится, и власти примутся подводить итоги. За это время планируется уничтожить около 200 тысяч старых машин.

- На самом деле, в одном только Петербурге в год из эксплуатации выходят от 40 до 60 тысяч автомобилей. Это те ТС, которые не проходят техосмотр или хозяева снимают их с учета, - рассказывает Сергей Ганичев. - Нам пока привозят не больше 5–10 тысяч.

Автобойня

Площадка представляет собой несколько груд железного мусора. Среди всего этого возвышается установка для переработки металла. Это конструкция высотой с "хрущевку", к которой от земли протянут эскалатор. Почти как в метро. По нему железо затягивается внутрь.

- Установка дробит попадающие в нее предметы на мелкие кусочки и делит на неметалл и металл. Последний дальше сортируются на "нержавейку", алюминий и так далее, - объясняет Ганичев. - Установку нам привезли еще 10 лет назад. Предполагалось, что мы будем заниматься утилизацией именно автомобилей. Еще Анатолий Собчак, а теперь и Валентина Матвиенко обещали, что в их количестве недостатка не будет. Но пока нет ни федерального, ни регионального закона, обязующего собственников утилизировать вышедшие из эксплуатации машины.

Прейскурант

За привезенный авто хозяин получает примерно три тысячи рублей (1 тонна - 4 тыс.). Это за легковушку. Цена зависит от веса. Около 30% каждой машины для утилизаторов - бесполезный материал - "засор" (пластик, резина и т.д.), за который собственнику не платят. А вот, к примеру, на "КамАЗе" можно заработать тысяч 35–40. "Засора" там почти нет, сплошное железо, а весит он тонн 10.

- Когда обновляют автопарки, из разных учреждений нам привозят автобусы, даже железнодорожные вагоны. Не было только катеров и самолетов. Они, правда, либо из алюминия (а он и так дорогой), либо из пластмассы (для нас бесполезной), - добавляет Ганичев.

Утилизация автомобилей - пока задача больше социальная, чем коммерческая. Большую прибыль из нее не извлекает никто. Чтобы заработать 3 тысячи со своей старенькой машинки, нужно сначала отправиться в МРЭО, отсидеть там очередь и снять технику с учета. Затем уже везти "на уничтожение". Поскольку такие авто почти всегда не на ходу, приходится либо заказывать эвакуатор (как раз тысячи в три он и обойдется), либо везти на буксире - а это время и деньги за израсходованный бензин.

Для компании, осуществляющей утилизацию, процесс тоже весьма затратный. Если делать все с минимальным ущербом для окружающей среды, то стекло из Петербурга необходимо везти в Нижний Новгород (ближайшее место, где его перерабатывают). Там за такие отходы предлагают небольшие деньги, но они не окупают перевозку. Автопокрышки принимают в Сланцах, но за переработку одной тонны просят пять тысяч рублей. Пластмассу на Северо-Западе не берет вообще никто (а в легковушке в среднем ее до 100 кг). Аккумуляторами занимаются на Урале, но до компаний, утилизирующих автомобили, батареи почти не доходят. Хозяева продают их раньше. Кстати, расклеенные по городу многочисленные объявления о покупке отработанных аккумуляторных батарей принадлежат бизнесменам, переправляющим их на Урал. На утилизации машин в год удается собрать лишь 2–3 тонны аккумуляторов. А в один вагон помещается 60 тонн. Сейчас, чтобы процесс не уходил в "минус", приходится и стекло, и пластмассу, и резину увозить на полигоны и там закапывать.

- Из пяти тысяч машин, которые мы в год получаем, максимум 100 приезжают своим ходом, - продолжает Сергей Ганичев. - В основном люди сдают "Жигули" 70–80-х годов, иномарки старше 15 лет. Однажды привезли новенькую BMW. Литые диски, дорогая музыка, краска так и блестит. Ее пока транспортировали в Россию, уронили с трейлера. Помялась машина совсем чуть-чуть. Но поскольку формально она уже стала "битая", компания, чтобы не платить пошлину за растаможивание, решила ее утилизировать. Приехали таможенники, снимали весь процесс на видеокамеру. Очень жалко было. Но что делать - у нас "терминатор-ская функция", - с улыбкой разводит руками Ганичев. - В другой раз ГУВД обновляло автопарк и списало часть своих машин. У нас вся площадка была ими заставлена. Несколько сотен автомобилей привезли. Так было необычно - выглядываешь в окно, а там сплошные мигалки, синие полосы...

Комментарии
Прямой эфир