Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Гросси назвал неприемлемым срыв ротации инспекторов МАГАТЭ на ЗАЭС
Экономика
Индекс МосБиржи превысил отметку в 3200 пунктов впервые с июля 2024 года
Общество
Синоптики спрогнозировали облачную погоду в Москве 13 февраля
Наука и техника
Напечатанная 3D-опухоль поможет найти средство от рака
Экономика
Уровень просрочки по потребкредитам вырос в полтора раза
Мир
Адвокат Винника сообщил об освобождении россиянина из тюрьмы
Мир
Трамп назвал перспективу вступления Украины в НАТО нецелесообразной
Мир
В Венгрии рассказали о сохранении памятников советским воинам
Мир
В киевском метро демонтируют панно с изображением красноармейца
Общество
Свыше 221 т нелегальной икры было выявлено в России за полгода
Интернет и технологии
Новый iPhone SE появится в РФ в конце февраля
Мир
СМИ заявили о 12 пострадавших в результате взрыва в баре во французском Гренобле
Экономика
Изменение ключевой ставки ЦБ предложили согласовывать с Госдумой
Общество
В Кировской области закрыли детсад на карантин из-за заболевания 18 детей
Происшествия
Число раненых после атак ВСУ за сутки в Белгородской области выросло до пяти
Экономика
В Госдуме могут поддержать законопроект о биометрии при сделках с недвижимостью
Армия
В ВС РФ появятся новые трубопроводные бригады

Рублевские дачи закатают в асфальт

Одна из самых дорогих пригородных зон Российской Федерации - Барвиха на Рублево-Успенском шоссе - взбудоражена не на шутку. 14 января владельцы участков, граничащих с отводом Усовской железнодорожной ветки, приглашены в Одинцовскую администрацию с документами на землю. Повод для беспокойств - адресованное Владимиру Путину письмо Юрия Лужкова с предложением построить вместо железной дороги автомобильную
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Одна из самых дорогих пригородных зон Российской Федерации - Барвиха на Рублево-Успенском шоссе - взбудоражена не на шутку. 14 января владельцы участков, граничащих с отводом Усовской железнодорожной ветки, приглашены в Одинцовскую администрацию с документами на землю. Повод для беспокойств - адресованное Владимиру Путину письмо Юрия Лужкова с предложением построить вместо железной дороги автомобильную. Строительству противятся жители многих поселков на Рублево-Успенском шоссе. За сохранение Усовской ветки выступают жители поселка "Новь". Поддержать защитников "железки" готовы кинорежиссер Федор Бондарчук, академик Евгений Примаков, кардиохирург Лео Бокерия.

В распоряжении "Известий" оказалась копия письма мэра Москвы Юрия Лужкова премьеру Владимиру Путину (датировано 9 ноября). Мэр сообщает премьеру, что, в то время как "на своем головном участке Рублево-Успенское шоссе работает за пределами пропускной способности", а на прилегающих территориях "ведется интенсивное строительство коттеджных и дачных поселков", расширение проезжей части шоссе "из-за сложившейся жилой застройки не представляется возможным", как и строительство дублирующего шоссе по территории Одинцовского района.

"По инициативе правительства Москвы совместно с ОАО "РЖД", - продолжает Лужков, - рассмотрена возможность использования полотна Усовской железнодорожной ветки для организации автомобильного движения". Предлагается использовать две полосы существующей Рублево-Успенской трассы для движения из Москвы в область, а взамен железной дороги устроить автомобильное направление - из области в Москву. Дело - за поддержкой премьера и соответствующим поручением Минтранcу России.

- Мы знаем о переписке мэра Москвы с премьером, - пояснили "Известиям" в ОАО "РЖД". - Закрытие любой ветки - компетенция Минтранса. Если там посчитают, что Усовское направление целесообразно сохранить, мы станем и дальше его обслуживать. Предложат закрыть - демонтируем. Но, видимо, единое решение пока не принято. Что же касается нерентабельности этого маршрута, то этот "вклад" Усовской ветки непринципиален. Она, конечно, не очень "пассажиронаселенная", но вопиющих цифр нет. Ни одной пригородной линии не удается окупить содержание парка и всей инфраструктуры. Но это не повод для их закрытия.

Социальный вопрос

Еще в начале 1980-х территории от МКАД на запад вдоль берега Москвы-реки до Звенигорода были объявлены государственным заказником "Верхняя Москва-река". Для строительства новой автодороги в этих заповедных лесах, по некоторым данным, придется вырубить 236 тысяч деревьев. "От новой автотрассы пострадает природа удивительного края с естественным 150-160-летним сосняком, нетронутым подлеском и еще сохранившейся дикой фауной, - предупреждают в своем письме премьера известные барвихинцы. - А электрички ходят редко - 12 пар в сутки - и практически не нарушают местной экологии".

- В нашем письме, адресованном Владимиру Путину, говорится о том, что вопрос сохранения Усовской железнодорожной ветки прежде всего социальный, - рассказал "Известиям" старожил этих мест, автор книги "Легендарная Барвиха" Адриан Рудомино. - Мы напоминаем, что планы построить на ее месте автомагистраль вызвали категорический протест населения Одинцовского района на референдуме в 1997 году. А в декабре 2005-го, когда чиновники опять стали активно пробивать эту идею, местные жители устроили пикет перед зданием одинцовской администрации.

- Это очень несправедливо по отношению к простым людям, - убеждена выросшая в Барвихе Наталья Королева, дочь знаменитого авиаконструктора. - Не будет электричек - те, у кого нет машин, вообще не смогут никуда выехать. В выходные сюда приезжают сотни отдыхающих из Москвы. В лесу множество волейбольных площадок - однажды по инициативе президента Ельцина играющим здесь в волейбол подарили партию кроссовок. Разрушить железнодорожную ветку и всю эту красоту проще простого. А восстановить будет невозможно".

Для рядовых барвихинцев электрички, бегающие по здешнему однорядному пути, - спасение. В начале 1920-х, когда проложили Усовскую ветку, у местных жителей появилась возможность работать в Москве, а у их детей - учиться. Тогда здесь курсировал "паровозик из Ромашково" с тремя вагонами, буксовавший на подъеме перед Раздорами. В 1957-м, к фестивалю молодежи и студентов, дорогу электрифицировали, электричку стали называть "чистым поездом".

Сегодня эта ветка перевозит до 7 тысяч пассажиров ежедневно. Работающие в столице местные жители отправляются на поезде в Москву, навстречу им движется многочисленная обслуга дач, "неэлитные" дети едут в расположенную на станции Барвиха единственную в округе бесплатную школу. К ромашковскому храму и кладбищу старики могут добраться только по "железке" - недаром в обращениях к областной власти местные пенсионерки просили не ломать "дорогу к храму".

"Просто греют руки"

Но даже такой ценой не избавить Рублево-Успенское шоссе от пробок - новая дорога будет запружена маршрутками и автобусами, число которых в отсутствие электрички многократно вырастет. Сделать ее скоростным шоссе тоже не выйдет: на всем ее протяжении нет ни одного подземного или надземного перехода, только "зебры". Зато здесь множество населенных пунктов, в пределах которых нельзя набирать больше 60 км. Недаром когда-то на совместном заседании градсоветов Москвы и области было решено бороться с перегрузкой Рублево-Успенского шоссе, развивая соседние - Минское, Можайское и Новорижское.

- Как правило, на таких проектах просто греют руки, - резюмирует обитатель поселка "Новь" Игорь Макаров, академик, в прошлом главный ученый секретарь президиума РАН. - А транспортную проблему в районе Барвихи можно решить, расширив существующее шоссе. В самых узких местах можно уйти под землю или сделать эстакады. Это будет и дешевле, и экологичнее. Но кто-то явно хочет больших денег.

Никакого особого транспортно-экономического смысла в уничтожении Усовской ветки не обнаружил и его сосед, профессор МГУ, президент Института национального проекта "Общественный договор" Александр Аузан:

- Скорее, это девелоперская операция по освоению дополнительных пространств Серебряноборского леса в окрестностях дороги. Попыткам закрыть ветку уже больше 15 лет, но каждый раз предъявленные планы не выдерживали рационального анализа, обнаруживая только личную заинтересованность в проекте разного рода структур.

Богатые тоже заплачут

Шпалам и рельсам Усовской одноколейки требуется гораздо меньше места, чем автотрассе. Поэтому если автодорогу все-таки построят, она вплотную прижмется к дачам. Хуже всего придется тем, кто сегодня живет между железной дорогой и проходящим параллельно ей Рублево-Успенским шоссе. Они окажутся между двумя автотрассами. На загазованном острове могут очутиться коттеджный поселок "Раздоры" и дачный кооператив "Новь", части деревень Жуковка и Жуковка-1.

Особенно не поздоровится так называемому "детскому селу" поселка "Новь", где обитают дети и прочие родственники больших шишек брежневских времен, включая самого генсека. На излете эпохи застоя им выделили по 12 соток общественной земли - прямо вдоль железной дороги.

На окраине Жуковки, у берега Москвы-реки расположились дачи художника Ильи Глазунова и еще одного родственника бывшего генсека, его внука Андрея Брежнева. Им повезло больше, трасса далековато. Зато она вплотную подходит к той части Жуковки-1, где по соседству с союзными министрами и ответработниками ЦК много лет прожила Светлана Аллилуева. Имена нынешних обитателей дачи дочери Иосифа Сталина, как и всего бывшего элитного партзаказника, выходящего на станцию Ильинское, не афишируются.

Автострада нарушит покой не только живых, но и усопших. Например, потревожит могилы монахинь - здесь, неподалеку от дачи, в которой когда-то жил "красный граф" Алексей Толстой, в прошлом располагался загородный хутор московского Зачатьевского женского монастыря. Сама писательская дача, на которой нынче обитает банкир Петр Авен, вплотную примыкает к железной дороге. Предложено ли статусному жильцу явиться 14 января в Одинцовскую администрацию, мы выяснить не смогли - он в отъезде. С другой стороны железнодорожного пути прямо на дачу банкира смотрят кирпичные громадины за пятиметровыми заборами: в них, как уверяют местные жители, обитают большие подмосковные начальники, в том числе и сам губернатор Борис Громов.

На границе с дорогой расположены и другие непростые поселки: академические дачи около Жуковки, дачи Мосдачтреста, дачные комплексы бывших Совмина, ЦК КПСС и других высоких ведомств, давно поменявшие хозяев. А также поселения знаменитостей и нуворишей. Наконец, прямо к конечной станции Усово выходят вполне солидные на вид кирпичные многоэтажки городка под названием Усово-тупик. В прошлом его курировало 9-е управление КГБ, бдительно следившее за обитающим здесь персоналом госдач и правительственных резиденций. 

Химкинским лесом жертвуют ради дороги

Всплески антидорожных конфликтов для Подмосковья - не редкость. Самый крупный и громкий из них - борьба жителей Химок против скоростной магистрали Москва-Санкт-Петербург, трасса которой должна пройти через Химкинский лес. Дорога рассечет вековую дубраву пополам.

Борьба за лес ведется начиная с 2006 года. Успехи сомнительные: 5 ноября 2009 года Владимир Путин подписал распоряжение о переводе земель Химкинского леса в земли транспорта и промышленности, тем самым ликвидировав одно из законодательных препятствий для начала строительства.

- Речь идет об очередном дешевом ресурсном проекте, - уверена активистка движения в защиту Химкинского леса Евгения Чирикова. - В Подмосковье нефти нет, зато есть возможность найти дешевую землю. Никто не хочет развивать здесь высокотехнологичные производства, которые неизвестно когда дадут прибыль. Проще прорубить дорогу, построить вокруг нее магазины, склады, заправки, оптовки. Это дает быстрые деньги и мгновенный рост экономики региона. А что будет с этим регионом через 10 лет, во что превратится жизнь граждан - не так уж важно. 

Как закрывали Усовскую ветку

Сентябрь 1996 года. В связи с увеличением транспортных потоков по Рублево-Успенскому шоссе правительство Москвы выпустило распоряжение о разработке Технико-экономического обоснования его реконструкции. Работу поручили институту "Союздорпроект", предложившему четыре варианта решения проблемы. Два предусматривали расширение до четырех полос существующей дороги. Два других - ликвидацию Усовской железнодорожной ветки для того, чтобы построить на ее месте новую магистраль с четырехполосным движением или с двухполосным в одну сторону, а движение в другую сторону сохранить по старой дороге. В проекте постановления, которое собирались подписать мэр Москвы Лужков и тогдашний губернатор Московской области Тяжлов, утверждалось, что "предварительные проработки показали преимущества варианта по замене железнодорожного пути автомобильной трассой". Однако выяснилось, что не проведена экологическая экспертиза проекта, которая должна была пройти в том числе и в охранной зоне Мосводоканала.

14 декабря 1997 года. Вопрос о ликвидации Усовской ветки вынесен на официальный референдум жителей Одинцовского района: против проголосовали 92%.

Конец 2005 года. Администрация Одинцовского района организовала публичные слушания - большинство участников еще раз высказались за сохранение ветки.

Январь 2007 года. Стало известно, что распоряжение о начале реализации проекта стоимостью 8 млрд бюджетных рублей под названием "Усовский тупик" в ближайшее время должен подписать глава Минэкономразвития Герман Греф.

Декабрь 2008 года. В прессе появилась информация о том, что президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин направил в Минтранс предложение превратить Усовскую железную дорогу в дублера Рублево-Успенского шоссе. В письме в Минтранс он ссылался на малую загруженность и нерентабельность ветки и сообщал о разработке ТЭО строительства новой трассы "1-й категории, включающей 900-метровую эстакаду над железной дорогой и надземный участок длиной 10,4 км". Разработкой проекта (точнее, двух, один из которых предусматривал размещение дороги над Усовской веткой, чтобы сохранить электрички и избежать недовольства жителей) занималась "Система-Галс". На строительство шоссе планировалось направить 15 млрд рублей из госбюджета. Тогда, в самом начале кризиса, не исключалось, что дорога станет платной.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир