Вожди и дебютанты
Свой десятилетний юбилей московский Музей современного искусства отметил двумя большими выставками - "День открытых дверей" и "Соцреализм: инвентаризация архива".
Бывший особняк купца Губина на Петровке, построенный еще до наполеоновского пожара, перешел в ведение Музея современного искусства в 1999 году. Собственно, никакого музея тогда еще и не было, то есть не было коллекции. На первой выставке демонстрировались произведения из личного собрания Зураба Церетели. С той поры заведение изрядно обросло собственными фондами - они и предъявляются на выставке "День открытых дверей: особняк - гимназия - клиника - музей".
Витиеватое заглавие экспозиции расшифровывается достаточно просто: перечислены функции, исполнявшиеся домом на протяжении двух последних веков. Каждый музейный зал снабдили маркировкой о его прежнем назначении - к примеру: "Контора/ Столовая / Водотеплолечебница". Немудреный вроде концептуальный прием придал пространству своего рода четвертое и даже пятое измерение, если подразумевать историческую глубину. А принцип "дня открытых дверей" реализовался буквально: все двери в анфиладных комнатах сняли с петель и прислонили их к стенам.
Экспозиционный дизайн от Юрия Аввакумова оказался весьма выигрышным. В нем без усилий поместилось свыше двух сотен произведений - многое, но далеко не все из того, что музей насобирал за минувшее десятилетие. Репертуар, конечно, контрастирует с историей особняка, поскольку речь о современном искусстве. И дело даже не в "свежести" этих опусов, а в их принципиальной неклассичности. Историческая связь между прошлым и настоящим на глазах у публики не возникает. Эту проблему музей пытается одолевать и так, и эдак, однако решить ее окончательно и бесповоротно едва ли возможно.
В экспозиции присутствуют практически все "культовые" и "знаковые" авторы последних лет: покойные Тимур Новиков и Дмитрий Пригов, здравствующие Андрей Монастырский, Борис Орлов, Леонид Соков, Олег Кулик, Владислав Мамышев-Монро. Хватает и молодежи: музей явно действует на опережение, иногда приобретая опусы чуть ли не с дебютных выставок. Совершенно очевидно, что экспозиции недостает фундаментальности и - как бы выразиться точнее - непререкаемости. Но директор заведения Василий Церетели готов рисковать, делая ставку на потенциальных кумиров будущего искусства. Если не ошибется, будет ходить в героях.
Еще одна юбилейная экспозиция открылась в здании музея на Гоголевском бульваре. Это тоже старинный особняк (здесь еще декабристы собирались для обсуждения своих планов), так что и тут можно было бы прогнозировать некоторое противоречие между пространством и содержанием. Однако соцреализм обладает свойством хорошо вписываться в ампирные и классицистские интерьеры. Портреты вождей и сцены производственного энтузиазма обосновались на стенах, будто так и надо. Материал для экспозиции "Соцреализм: инвентаризация архива" почерпнут из фондов музейно-выставочного объединения РОСИЗО.
Время анализировать тоталитарное искусство уже настало. Именно анализировать, а не обличать и не восхвалять. Могут возразить: разве теперь подходящий момент для вытаскивания на свет этого репертуара? А почему нет? Дождаться времен, когда сталинская эпоха будет восприниматься настолько глубоким прошлым, что и ничьих эмоций не тронет? Сегодня хотя бы остается возможность ощутить, до какой степени то искусство было фальшивым и натужным. И пока еще можно найти феномену реальные, а не схоластические объяснения. Потом все канет в область легенд - и уже толком не разберешься, что, как и почему. Не исключено, что нынешняя "Инвентаризация архива" вызовет полемику. Будет одной полемикой больше. В спорах истина не рождается, но они заставляют включать мозги, а это никому не помешает.