Гран-при за овсяную кашу
Объявлены лауреаты Премии Кандинского, ежегодно присуждаемой в области современного искусства. Главный приз достался концептуалисту Вадиму Захарову, лучшим медийным проектом назван "Крити-поп" от Алексея Шульгина и Аристарха Чернышева, титула "Молодой художник года" удостоен Евгений Антуфьев.
Художественную Премию Кандинского, учрежденную в качестве негосударственной, выдавали в третий раз. Обладателю Гран-при полагалось 40 тысяч евро, двум другим лауреатам - по 10 тысяч.
Памятуя о прошлогоднем скандале, когда присуждение премии художнику Алексею Беляеву-Гинтовту вызвало ожесточенную публичную полемику с использованием непарламентских выражений, многие предвкушали что-нибудь эдакое и в нынешнем декабре. Однако уже из шорт-листа становилось понятно, что "Кандинский-2009" обойдется без потрясений. Вопрос состоял лишь в тактическом раскладе и конкретных именах.
23-летний Евгений Антуфьев - выходец из Тувы - предложил на рассмотрение жюри коллекцию самодельных оберегов и талисманов под общим названием "Объект защиты". Арт-продукция, достойная кружка умелых рук, должна теперь символизировать будущность современного искусства... "Крити-поп" (проект Алексея Шульгина и Аристарха Чернышева) - это набор электронных объектов, посредством которых авторы обличают консюмеризм и насмехаются над культом раскрученных брендов.
Вадим Захаров премирован за проект "Гарнитур Святой Себастьян возле кипящей овсяной каши", что не в последнюю очередь должно было олицетворять приверженность жюри заветам московского концептуализма. Одним из этих заветов является глубокомысленное занудство, без которого не обошлось и в "Святом Себастьяне". Автор создал образцы "иконной" мебели, применив законы обратной перспективы, снабдил свою инсталляцию намеками на католическую традицию и на русский авангард, а в качестве привязки к сегодняшнему дню поместил на полу видеопроекцию овсяной каши. Зрелище способно спровоцировать знатоков на культурологические рассуждения, но широкую публику скорее всего оставит равнодушным. Зато здесь все "идеологически выверено" с позиций высоколобости, что и нашло подтверждение в итоговом решении жюри.
Если у кого-то итоги Премии Кандинского вызвали разочарование, то напрасно. А если энтузиазм, то еще более зря. С самого своего появления эта институция адресуется довольно узкому кругу любителей контемпорари арта, пытаясь преподносить свои решения как события национального масштаба. Пока это не очень удается, и популярность лауреатов редко выходит за "внутрицеховые" пределы. То ли общество невосприимчиво, то ли лауреаты специфичны. Похоже, эта традиция не будет нарушена и сейчас.