Детство, украденное войной,
В Петербурге должен появиться новый памятник - "Дети войны". К празднованию 65-летия Победы в Великой Отечественной его поставить не успеют. Но, по всей видимости, до 9 мая утвердят проект будущего монумента. Пока же, на первом этапе творческого конкурса (его итоги подведены на днях), жюри сумело выбрать лишь пятерку самых удачных вариантов. Один из которых имеет шанс стать полноценным "скульптурно-архитектурным воплощением" подвига юных жителей блокадного Ленинграда, малолетних узников концлагерей, сынов и дочерей полка.
Место для памятника выбрано не случайное. В скверике на площади Мужества. Там, где пару лет назад бушевали бои между жителями Выборгского района и инвесторами, желавшими во что бы то ни стало возвести на месте стихийных захоронений времен блокады то ресторан быстрого питания, то торгово-развлекательный комплекс. Жители победили. Так что скульптура в память о детях войны здесь будет вполне кстати.
Год назад Международная ассоциация общественных организаций блокадников уже выступала с инициативой такого памятника. Еще тогда было выбрано место и выделены средства для конкурса проектов.
- То, что случилось дальше, можно списать на досадную ошибку, - вспоминает руководитель ассоциации Валентина Леоненко. - Авторы получили задание по созданию памятника детям блокадного Ленинграда, а не украденному войной детству как таковому. А именно это задумывалось изначально.
В итоге члены конкурсной комиссии отказались голосовать. И был объявлен новый конкурс, к которому допустили как прошлогодние работы, так и новые, созданные студентами петербургских вузов. Макеты принимались до 15 ноября, а с 27 ноября они демонстрировались в Зале инвестиционных проектов на площади Островского. Жюри под предводительством вице-губернатора Людмилы Косткиной прибыло на выставку, чтобы из двух десятков работ выбрать самую достойную. Сделать это было не так-то просто.
- Тут не все понятно, - жаловалась вице-губернатор, останавливаясь перед тем или иным макетом. - Хорошо бы кто-нибудь дал пояснения.
Поскольку этот этап конкурса - анонимный (проекты шифровались шестизначными номерами), авторы работ в зале отсутствовали и не могли раскрыть свой замысел. На помощь пришел другой член жюри, главный архитектор города Юрий Митюрев:
- Это - ангел, охраняющий ребенка своими крыльями. А вот эта страшная чугунная тень, наоборот, - символ войны, маячащий за спинами детей.
На всякий случай все чересчур абстракт-ные варианты комиссия отвергла. Также остались за бортом скульптуры со слишком замысловатой аллегорией. Например, композиция - малыш в шубке на фоне высокой, плавно загибающейся колонны - оказалась "ребенком, в силу возраста не до конца понимающим игры взрослых и прячущимся в сворачивающуюся страницу истории".
- Я даже растерялась. Во многих работах есть интересные фрагменты. Но целостного, исчерпывающего образа пока не вижу, - призналась Людмила Косткина.
Посовещавшись довольно долго за закрытыми дверями, жюри вынесло такое решение: ни один из проектов не может считаться победителем. Однако 5 вариантов признаны относительно лучшими. В основном повезло трогательным композициям. Тем, где в центре замысла - фигурка ребенка, чаще - девочки. Возле покосившегося окна, со сломанной куклой. С двумя стелами, символизирующими "расколовшуюся надвое жизнь", за спиной. Или - на фоне сложной конструкции: "Г-образные пилоны, как куски свастики, и тонкая классическая колонна, обозначающая жизнь и город Ленинград". Приглянулась членам комиссии и ватага бронзовых мальчишек военной поры.
Как сообщили "Известиям" в комитете по градостроительству и архитектуре (одном из организаторов конкурса), выбор победителя из определившейся пятерки фаворитов пройдет через 3 месяца.
"Трагически-щемящая" память о Беслане
В северной столице уже есть памятник, посвященный детскому горю. Два года назад на Малоохтинском проспекте, рядом с церковью Успения Пресвятой Богородицы, появился монумент "Дети Беслана", в память о 186 осетинских школьниках, погибших в результате теракта 1 сентября 2004 года. Поскольку проект создавался на деньги спонсора, конкурс не проводился. Однако памятник признали удачным и профессионалы-скульпторы, и родственники жертв той трагедии. Они в один голос назвали композицию "трагически-щемящей". "Когда нам показали эту бронзовую композицию - женщина с телом мертвого ребенка на руках в проеме разорванного взрывом креста, - горло перехватило", - призналась тогда со слезами на глазах Рита Сидакова, одна из матерей, приехавших на открытие монумента из Осетии.