Художник Наталья Нестерова: Голова в искусстве не мешает

Одна из самых известных русских художников - академик РАХ, лауреат Госпремии Наталья Нестерова - живет в Москве, Париже и Нью-Йорке и готовит сейчас несколько новых выставок. Искусствовед Александр Каменский назвал ее работы искусством между "маскарадом и комедией". Сама Нестерова вносит поправку: "Между маскарадом и трагедией". С Натальей Нестеровой побеседовал корреспондент "Известий" во Франции Юрий Коваленко.
известия: Сегодня слова "служение искусству" имеют какой-то смысл?
наталья нестерова: Да. Это служение внутренней честности и порядочности.
и: "Я знаю, что искусство совершенно необходимо, только не знаю зачем", - сказал Жан Кокто. А вы знаете?
нестерова: Искусство существует для того, чтобы служить процессу познания. Нельзя жить, не двигаясь ни вперед, ни назад. Разумеется, лучше идти вперед.
и: Вам знакомо чувство творческой ревности?
нестерова: Конечно. Оно просыпается, когда я вижу что-то великолепно сделанное. Но это не ревность, а сожаление о собственном бессилии.
и: Важен ли в искусстве элемент соревновательности?
нестерова: Несомненно. Я человек честолюбивый и не люблю, когда меня обгоняют. Каждый художник хочет первым взойти на олимп.
и: У вас сохранилась непреодолимая тяга к кочевой жизни?
нестерова: Москва засасывает своей рутиной, а легче всего мне работается во Франции. Потому что, во-первых, там невероятная красота, а во-вторых, никто меня не терзает, а для работы нужен покой.
и: Ваша охота к перемене мест на творчестве никак не сказывается?
нестерова: Во Франции пишутся работы, которые я никогда бы не нарисовала в Нью-Йорке или Москве. В Париже, например, я предпочитаю рисовать устрицы, которых обожаю, или Сену.
и: Вы не чувствуете себя чужой на французском празднике жизни?
нестерова: Я всегда себя чувствую чужой - созерцающей, наблюдающей. Поскольку Москва постепенно разрушается, то созерцать ее все грустнее. А Париж не меняется.
и: Впервые вы поехали за границу в сорок лет. Это значит, что многое вы увидели в возрасте, когда были сформировавшимся художником. Иногда считают, что изоляция способствует самобытности.
нестерова: Это глубочайшее заблуждение. Мне кажется, изоляция может произойти потом, когда ты наполнен до краев. Тогда можешь закрутить "крантик", если захочешь.
и: В будущем году состоится выставка русского искусства в Лувре. Если вдруг ваши работы не возьмут, будет обидно?
нестерова: Я протестовать не буду - в силу воспитания. Да и мне кажется, что я недостойна. Я на выставках мимо своих работ всегда спиной продираюсь - быстро-быстро. Свойство характера.
и: Не перебарщиваете ли вы с критическим отношением к самой себе?
нестерова: Меня так научили. Хвалы боюсь и не знаю, что на нее отвечать. Я понимаю, что это неправда.
и: С кем бы из великих мастеров вы хотели бы вместе выставиться?
нестерова: Ни с кем. Это суета. Я видела выставку в нью-йоркском Музее Гуггенхайма испанских художников - от Эль Греко до Пикассо. И мне показалось, что Пикассо по сравнению с классиками не очень-то тянул.
и: Сезанн - один из ваших любимых художников. Справедливо ли считать вас русским сезаннистом?
нестерова: Абсолютно нет. Сезанн - великий, и до него не допрыгнешь, сколько ни прыгай. Для меня он математик в живописи. Я более эмоциональна. Он не спешил, а я все время спешу. Не жить, а работать.
и: Однако были же и русские сезаннисты - Машков, Кончаловский.
нестерова: Они более чувственны, более экспрессивны, чем Сезанн.
и: А если у художника мыслей нет, а просто живописный талант?
нестерова: Русская школа именно учит, что голова мешает. Но я придерживаюсь противоположного мнения. Я рассудочный живописец. Ибо даже импровизация в живописи требует мозгов.
и: Есть ли какая-то логика в развитии искусства на протяжении веков?
нестерова: Как везде, есть взлеты и падения. Советская власть загубила многих. Закручивали гайки смерды, которые не понимали и не знали, что человеком двигают разум, знания, высокие чувства. Уничтожали не только физически, но и нравственно.
и: Сейчас русское искусство переживает взлет или падение?
нестерова: Мне кажется, что оно сейчас несется, стараясь наверстать упущенное. Хочет догнать Запад. Получится ли - узнаем потом. Сама я не из бегущих. Я хожу.
и: Какие чувства вызывают у вас работы нынешних авангардистов?
нестерова: В них для меня нет тайны. А раз нет тайны, то я смотрю на них с интересом, но без трепета. Для меня это как компьютер, в который я не хочу заглядывать. Я хочу книжку читать.
и: На ваших картинах много птиц. Это символ свободы и полета или чего-то зловещего?
нестерова: Мои птицы добрые, и ничего зловещего в них нет. Самое страшное на земле творит человек. И он же придумал, что птица предвещает что-то страшное. Если сова ухает - так это просто ее голос.
и: Однажды вы сказали, что живете будто под дулом пистолета. Кто держит в руках этот пистолет?
нестерова: На самом деле мне страшно жить. И палец на спусковом крючке держат люди, а не Господь Бог - у него другие возможности.
и: Вы затворница?
нестерова: Мне комфортно с самой собой. Время пошло в ту сторону, когда ты живешь воспоминаниями, а не ожиданием светлого будущего.
и: Для вас слово "вдохновение" что-то значит или это пустой звук?
нестерова: Пожалуй, пустой звук. Для меня важнее не вдохновение, а озарение, внезапная мысль. Иногда это сон или какое-то впечатление. Иногда - слово в книге, фраза, в которую писатель вкладывал свой смысл, а вы - свой.
Большой талант не растеряешь. Хотя его можно пропить... Но каждый, наверное, делает то, что ему уготовано судьбой, Богом, родителями
и: Есть ли искусство, которое вызывает у вас отторжение?
нестерова: Отторжение всегда вызывает пошлость. В таких случаях мне просто совестно смотреть. И еще я ужасно ненавижу глупость. Мне кажется, это один из самых страшных пороков.
и: А порок самый простительный?
нестерова: Чревоугодие.
и: А главная добродетель?
нестерова: Ум. Умный человек должен быть добрым.
и: Искусство должно быть протестно?
нестерова: Это не в моем характере. Я протестую молча.
и: Ощущаете ли вы на себе коммерческий диктат рынка?
нестерова: Естественно. Это огромный ненасытный молох. На рынке кто-то взлетает, кто-то падает вниз, разбивается, кто-то выкарабкивается.
и: Герой гоголевского "Портрета" художник Чартков стал жертвой успеха и растратил свой талант на салонные работы. Не грозит ли это каждому художнику?
нестерова: Большой талант не растеряешь. Хотя его можно пропить... Но каждый, наверное, делает то, что ему уготовано судьбой, Богом, родителями.
и: Что вам удалось в искусстве?
нестерова: Занять какое-то определенное место. Я своим ремеслом зарабатываю на жизнь, и даже могу помогать другим.