Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Художник Наталья Нестерова: Голова в искусстве не мешает

Одна из самых известных русских художников - академик РАХ, лауреат Госпремии Наталья Нестерова - живет в Москве, Париже и Нью-Йорке и готовит сейчас несколько новых выставок. Искусствовед Александр Каменский назвал ее работы искусством между "маскарадом и комедией". Сама Нестерова вносит поправку: "Между маскарадом и трагедией"
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Одна из самых известных русских художников - академик РАХ, лауреат Госпремии Наталья Нестерова - живет в Москве, Париже и Нью-Йорке и готовит сейчас несколько новых выставок. Искусствовед Александр Каменский назвал ее работы искусством между "маскарадом и комедией". Сама Нестерова вносит поправку: "Между маскарадом и трагедией". С Натальей Нестеровой побеседовал корреспондент "Известий" во Франции Юрий Коваленко.

известия: Сегодня слова "служение искусству" имеют какой-то смысл?

наталья нестерова: Да. Это служение внутренней честности и порядочности.

и: "Я знаю, что искусство совершенно необходимо, только не знаю зачем", - сказал Жан Кокто. А вы знаете?

нестерова: Искусство существует для того, чтобы служить процессу познания. Нельзя жить, не двигаясь ни вперед, ни назад. Разумеется, лучше идти вперед.

и: Вам знакомо чувство творческой ревности?

нестерова: Конечно. Оно просыпается, когда я вижу что-то великолепно сделанное. Но это не ревность, а сожаление о собственном бессилии.

и: Важен ли в искусстве элемент соревновательности?

нестерова: Несомненно. Я человек честолюбивый и не люблю, когда меня обгоняют. Каждый художник хочет первым взойти на олимп.

и: У вас сохранилась непреодолимая тяга к кочевой жизни?

нестерова: Москва засасывает своей рутиной, а легче всего мне работается во Франции. Потому что, во-первых, там невероятная красота, а во-вторых, никто меня не терзает, а для работы нужен покой.

и: Ваша охота к перемене мест на творчестве никак не сказывается?

нестерова: Во Франции пишутся работы, которые я никогда бы не нарисовала в Нью-Йорке или Москве. В Париже, например, я предпочитаю рисовать устрицы, которых обожаю, или Сену.

и: Вы не чувствуете себя чужой на французском празднике жизни?

нестерова: Я всегда себя чувствую чужой - созерцающей, наблюдающей. Поскольку Москва постепенно разрушается, то созерцать ее все грустнее. А Париж не меняется.

и: Впервые вы поехали за границу в сорок лет. Это значит, что многое вы увидели в возрасте, когда были сформировавшимся художником. Иногда считают, что изоляция способствует самобытности.

нестерова: Это глубочайшее заблуждение. Мне кажется, изоляция может произойти потом, когда ты наполнен до краев. Тогда можешь закрутить "крантик", если захочешь.

и: В будущем году состоится выставка русского искусства в Лувре. Если вдруг ваши работы не возьмут, будет обидно?

нестерова: Я протестовать не буду - в силу воспитания. Да и мне кажется, что я недостойна. Я на выставках мимо своих работ всегда спиной продираюсь - быстро-быстро. Свойство характера.

и: Не перебарщиваете ли вы с критическим отношением к самой себе?

нестерова: Меня так научили. Хвалы боюсь и не знаю, что на нее отвечать. Я понимаю, что это неправда.

и: С кем бы из великих мастеров вы хотели бы вместе выставиться?

нестерова: Ни с кем. Это суета. Я видела выставку в нью-йоркском Музее Гуггенхайма испанских художников - от Эль Греко до Пикассо. И мне показалось, что Пикассо по сравнению с классиками не очень-то тянул.

и: Сезанн - один из ваших любимых художников. Справедливо ли считать вас русским сезаннистом?

нестерова: Абсолютно нет. Сезанн - великий, и до него не допрыгнешь, сколько ни прыгай. Для меня он математик в живописи. Я более эмоциональна. Он не спешил, а я все время спешу. Не жить, а работать.

и: Однако были же и русские сезаннисты - Машков, Кончаловский.

нестерова: Они более чувственны, более экспрессивны, чем Сезанн.

и: А если у художника мыслей нет, а просто живописный талант?

нестерова: Русская школа именно учит, что голова мешает. Но я придерживаюсь противоположного мнения. Я рассудочный живописец. Ибо даже импровизация в живописи требует мозгов.

и: Есть ли какая-то логика в развитии искусства на протяжении веков?

нестерова: Как везде, есть взлеты и падения. Советская власть загубила многих. Закручивали гайки смерды, которые не понимали и не знали, что человеком двигают разум, знания, высокие чувства. Уничтожали не только физически, но и нравственно.

и: Сейчас русское искусство переживает взлет или падение?

нестерова: Мне кажется, что оно сейчас несется, стараясь наверстать упущенное. Хочет догнать Запад. Получится ли - узнаем потом. Сама я не из бегущих. Я хожу.

и: Какие чувства вызывают у вас работы нынешних авангардистов?

нестерова: В них для меня нет тайны. А раз нет тайны, то я смотрю на них с интересом, но без трепета. Для меня это как компьютер, в который я не хочу заглядывать. Я хочу книжку читать.

и: На ваших картинах много птиц. Это символ свободы и полета или чего-то зловещего?

нестерова: Мои птицы добрые, и ничего зловещего в них нет. Самое страшное на земле творит человек. И он же придумал, что птица предвещает что-то страшное. Если сова ухает - так это просто ее голос.

и: Однажды вы сказали, что живете будто под дулом пистолета. Кто держит в руках этот пистолет?

нестерова: На самом деле мне страшно жить. И палец на спусковом крючке держат люди, а не Господь Бог - у него другие возможности.

и: Вы затворница?

нестерова: Мне комфортно с самой собой. Время пошло в ту сторону, когда ты живешь воспоминаниями, а не ожиданием светлого будущего.

и: Для вас слово "вдохновение" что-то значит или это пустой звук?

нестерова: Пожалуй, пустой звук. Для меня важнее не вдохновение, а озарение, внезапная мысль. Иногда это сон или какое-то впечатление. Иногда - слово в книге, фраза, в которую писатель вкладывал свой смысл, а вы - свой.

Большой талант не растеряешь. Хотя его можно пропить... Но каждый, наверное, делает то, что ему уготовано судьбой, Богом, родителями

и: Есть ли искусство, которое вызывает у вас отторжение?

нестерова: Отторжение всегда вызывает пошлость. В таких случаях мне просто совестно смотреть. И еще я ужасно ненавижу глупость. Мне кажется, это один из самых страшных пороков.

и: А порок самый простительный?

нестерова: Чревоугодие.

и: А главная добродетель?

нестерова: Ум. Умный человек должен быть добрым.

и: Искусство должно быть протестно?

нестерова: Это не в моем характере. Я протестую молча.

и: Ощущаете ли вы на себе коммерческий диктат рынка?

нестерова: Естественно. Это огромный ненасытный молох. На рынке кто-то взлетает, кто-то падает вниз, разбивается, кто-то выкарабкивается.

и: Герой гоголевского "Портрета" художник Чартков стал жертвой успеха и растратил свой талант на салонные работы. Не грозит ли это каждому художнику?

нестерова: Большой талант не растеряешь. Хотя его можно пропить... Но каждый, наверное, делает то, что ему уготовано судьбой, Богом, родителями.

и: Что вам удалось в искусстве?

нестерова: Занять какое-то определенное место. Я своим ремеслом зарабатываю на жизнь, и даже могу помогать другим.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир