Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В посольстве РФ в Оттаве рассказали об укреплении отношений ЕС и Канады
Политика
Путин и Уиткофф обсудили возможность возобновления прямых переговоров РФ и Украины
Экономика
Патрушев сообщил о выделении более 450 млрд рублей на геологоразведку в 2024 году
Спорт
ФК «Краснодар» обыграл махачкалинское «Динамо» со счетом 3:2 в 26-м туре РПЛ
Мир
Трамп пообещал рассмотреть дело об убийстве генерал-лейтенанта Москалика
Мир
В Молдавии указали на переписывание истории Санду при финансировании ЕС
Мир
Посол РФ в ФРГ допустил возможность сделки с США по ремонту «Северных потоков»
Мир
Евродепутат Вилимский призвал ЕС прекратить спонсировать военные конфликты
Мир
Трамп выразил надежду на подписание Украиной сделки по редкоземельным металлам
Мир
СМИ заявили об отмене пошлин на некоторые американские полупроводники в Китае
Мир
Шойгу обвинил Запад в провоцировании гуманитарных кризисов и вооруженных конфликтов
Мир
В Берлине запретят флаги России и СССР на памятных мероприятиях 8 и 9 мая
Спорт
СМИ заявили о вероятности бойкота «Реалом Мадрид» финала Кубка Испании
Мир
Россия и Турция подчеркнули необходимость нормализации ситуации в Сирии и Газе
Экономика
В РФ отменили штрафы бизнеса в 2025 году за пропуск подачи первой декларации НДС
Авто
Госавтоинспекция объявила массовые проверки водителей в выходные дни
Общество
В Новосибирске задержали мошенников за махинации с соцвыплатами в 59 регионах РФ

Художник Наталья Нестерова: Голова в искусстве не мешает

Одна из самых известных русских художников - академик РАХ, лауреат Госпремии Наталья Нестерова - живет в Москве, Париже и Нью-Йорке и готовит сейчас несколько новых выставок. Искусствовед Александр Каменский назвал ее работы искусством между "маскарадом и комедией". Сама Нестерова вносит поправку: "Между маскарадом и трагедией"
0
фото: ИТАР-ТАСС
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Одна из самых известных русских художников - академик РАХ, лауреат Госпремии Наталья Нестерова - живет в Москве, Париже и Нью-Йорке и готовит сейчас несколько новых выставок. Искусствовед Александр Каменский назвал ее работы искусством между "маскарадом и комедией". Сама Нестерова вносит поправку: "Между маскарадом и трагедией". С Натальей Нестеровой побеседовал корреспондент "Известий" во Франции Юрий Коваленко.

известия: Сегодня слова "служение искусству" имеют какой-то смысл?

наталья нестерова: Да. Это служение внутренней честности и порядочности.

и: "Я знаю, что искусство совершенно необходимо, только не знаю зачем", - сказал Жан Кокто. А вы знаете?

нестерова: Искусство существует для того, чтобы служить процессу познания. Нельзя жить, не двигаясь ни вперед, ни назад. Разумеется, лучше идти вперед.

и: Вам знакомо чувство творческой ревности?

нестерова: Конечно. Оно просыпается, когда я вижу что-то великолепно сделанное. Но это не ревность, а сожаление о собственном бессилии.

и: Важен ли в искусстве элемент соревновательности?

нестерова: Несомненно. Я человек честолюбивый и не люблю, когда меня обгоняют. Каждый художник хочет первым взойти на олимп.

и: У вас сохранилась непреодолимая тяга к кочевой жизни?

нестерова: Москва засасывает своей рутиной, а легче всего мне работается во Франции. Потому что, во-первых, там невероятная красота, а во-вторых, никто меня не терзает, а для работы нужен покой.

и: Ваша охота к перемене мест на творчестве никак не сказывается?

нестерова: Во Франции пишутся работы, которые я никогда бы не нарисовала в Нью-Йорке или Москве. В Париже, например, я предпочитаю рисовать устрицы, которых обожаю, или Сену.

и: Вы не чувствуете себя чужой на французском празднике жизни?

нестерова: Я всегда себя чувствую чужой - созерцающей, наблюдающей. Поскольку Москва постепенно разрушается, то созерцать ее все грустнее. А Париж не меняется.

и: Впервые вы поехали за границу в сорок лет. Это значит, что многое вы увидели в возрасте, когда были сформировавшимся художником. Иногда считают, что изоляция способствует самобытности.

нестерова: Это глубочайшее заблуждение. Мне кажется, изоляция может произойти потом, когда ты наполнен до краев. Тогда можешь закрутить "крантик", если захочешь.

и: В будущем году состоится выставка русского искусства в Лувре. Если вдруг ваши работы не возьмут, будет обидно?

нестерова: Я протестовать не буду - в силу воспитания. Да и мне кажется, что я недостойна. Я на выставках мимо своих работ всегда спиной продираюсь - быстро-быстро. Свойство характера.

и: Не перебарщиваете ли вы с критическим отношением к самой себе?

нестерова: Меня так научили. Хвалы боюсь и не знаю, что на нее отвечать. Я понимаю, что это неправда.

и: С кем бы из великих мастеров вы хотели бы вместе выставиться?

нестерова: Ни с кем. Это суета. Я видела выставку в нью-йоркском Музее Гуггенхайма испанских художников - от Эль Греко до Пикассо. И мне показалось, что Пикассо по сравнению с классиками не очень-то тянул.

и: Сезанн - один из ваших любимых художников. Справедливо ли считать вас русским сезаннистом?

нестерова: Абсолютно нет. Сезанн - великий, и до него не допрыгнешь, сколько ни прыгай. Для меня он математик в живописи. Я более эмоциональна. Он не спешил, а я все время спешу. Не жить, а работать.

и: Однако были же и русские сезаннисты - Машков, Кончаловский.

нестерова: Они более чувственны, более экспрессивны, чем Сезанн.

и: А если у художника мыслей нет, а просто живописный талант?

нестерова: Русская школа именно учит, что голова мешает. Но я придерживаюсь противоположного мнения. Я рассудочный живописец. Ибо даже импровизация в живописи требует мозгов.

и: Есть ли какая-то логика в развитии искусства на протяжении веков?

нестерова: Как везде, есть взлеты и падения. Советская власть загубила многих. Закручивали гайки смерды, которые не понимали и не знали, что человеком двигают разум, знания, высокие чувства. Уничтожали не только физически, но и нравственно.

и: Сейчас русское искусство переживает взлет или падение?

нестерова: Мне кажется, что оно сейчас несется, стараясь наверстать упущенное. Хочет догнать Запад. Получится ли - узнаем потом. Сама я не из бегущих. Я хожу.

и: Какие чувства вызывают у вас работы нынешних авангардистов?

нестерова: В них для меня нет тайны. А раз нет тайны, то я смотрю на них с интересом, но без трепета. Для меня это как компьютер, в который я не хочу заглядывать. Я хочу книжку читать.

и: На ваших картинах много птиц. Это символ свободы и полета или чего-то зловещего?

нестерова: Мои птицы добрые, и ничего зловещего в них нет. Самое страшное на земле творит человек. И он же придумал, что птица предвещает что-то страшное. Если сова ухает - так это просто ее голос.

и: Однажды вы сказали, что живете будто под дулом пистолета. Кто держит в руках этот пистолет?

нестерова: На самом деле мне страшно жить. И палец на спусковом крючке держат люди, а не Господь Бог - у него другие возможности.

и: Вы затворница?

нестерова: Мне комфортно с самой собой. Время пошло в ту сторону, когда ты живешь воспоминаниями, а не ожиданием светлого будущего.

и: Для вас слово "вдохновение" что-то значит или это пустой звук?

нестерова: Пожалуй, пустой звук. Для меня важнее не вдохновение, а озарение, внезапная мысль. Иногда это сон или какое-то впечатление. Иногда - слово в книге, фраза, в которую писатель вкладывал свой смысл, а вы - свой.

Большой талант не растеряешь. Хотя его можно пропить... Но каждый, наверное, делает то, что ему уготовано судьбой, Богом, родителями

и: Есть ли искусство, которое вызывает у вас отторжение?

нестерова: Отторжение всегда вызывает пошлость. В таких случаях мне просто совестно смотреть. И еще я ужасно ненавижу глупость. Мне кажется, это один из самых страшных пороков.

и: А порок самый простительный?

нестерова: Чревоугодие.

и: А главная добродетель?

нестерова: Ум. Умный человек должен быть добрым.

и: Искусство должно быть протестно?

нестерова: Это не в моем характере. Я протестую молча.

и: Ощущаете ли вы на себе коммерческий диктат рынка?

нестерова: Естественно. Это огромный ненасытный молох. На рынке кто-то взлетает, кто-то падает вниз, разбивается, кто-то выкарабкивается.

и: Герой гоголевского "Портрета" художник Чартков стал жертвой успеха и растратил свой талант на салонные работы. Не грозит ли это каждому художнику?

нестерова: Большой талант не растеряешь. Хотя его можно пропить... Но каждый, наверное, делает то, что ему уготовано судьбой, Богом, родителями.

и: Что вам удалось в искусстве?

нестерова: Занять какое-то определенное место. Я своим ремеслом зарабатываю на жизнь, и даже могу помогать другим.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир