Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Москве провели литературно-музыкальный праздник «Победа с оркестром»
Мир
СМИ сообщили о провале усилий по изоляции РФ после визита Путина в Индию
Мир
В центре Вены началась акция против политики правительства Австрии
Общество
Первые дни в декабре стали бесснежными в четвертый раз за XXI век в Москве
Мир
Аэропорт Вильнюса временно приостановил работу
Мир
Кирилл Дмитриев согласился с Маском о движении Европы к забвению
Мир
В США 18-летнего студента арестовали за поджог спящего пассажира в метро
Мир
Глава Qatar Energy выразил недоумение решением ЕС отказаться от российского газа
Происшествия
В Брянской области водитель грузовика пострадал при атаке дрона ВСУ
Мир
Глава МИД Польши предложил Илону Маску отправиться на Марс
Мир
Ливан арестовал шестерых человек за нападение на патруль ООН
Армия
Стало известно о ликвидации российскими бойцами боевика подразделения «Кракен»
Мир
Зеленский подтвердил визит в Лондон на следующей неделе
Общество
В аэропорту Волгограда временно приостановили полеты
Мир
Саркози питался в тюрьме батончиками мюсли и молочными продуктами
Спорт
«Зенит» одержал победу над «Акроном» в матче РПЛ
Мир
Пожар в Праге уничтожил ретроавтомобили стоимостью около $10 млн

После бомбежки в Ульяновске грянул салют

Кто не знает: Ульяновск раньше назывался Симбирском, что в переводе с одного из поволжских языков "одинокая могила". Именно поэтому ульяновцы против возвращения городу исконного названия. Однако, как ни называй город, а 13 ноября Ульяновск опять чуть не стал Симбирском. Только чудо и еще самоотверженный подвиг пожарных предотвратили масштабную катастрофу. Из спасенного города вернулся наш корреспондент
0
Пенсионер Эдуард Авоян провел трое суток в своей квартире с разбитыми окнами. Только кошка Даша согревала его (фото: Юрий Снегирёв/"Известия")
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Кто не знает: Ульяновск раньше назывался Симбирском, что в переводе с одного из поволжских языков "одинокая могила". Именно поэтому ульяновцы против возвращения городу исконного названия. Однако, как ни называй город, а 13 ноября Ульяновск опять чуть не стал Симбирском. Только чудо и еще самоотверженный подвиг пожарных предотвратили масштабную катастрофу. Из спасенного города вернулся наш корреспондент.

Пятница, 13-е...

Когда в 15.40 в пятницу, 13 ноября, в Заволжском районе раздался сильный хлопок, жительница улицы Академика Павлова Светлана Иванова подумала: "Опять на патронном заводе что-то рвануло. Пора продавать квартиру и съезжать на другой берег!" А соседи Светланы с улицы Менделеева погрешили на газ и позвонили на пульт 01.

- У меня папа охотник, - говорит 23-летний Антон Артемов. - Я сразу почувствовал в воздухе запах пороха. А когда земля задрожала, все стало ясно: взорвался "Арсенал". Это был апокалипсис! Как не поверить в примету насчет пятницы, да еще 13-го числа?

ФГУП "31-й Арсенал" да и патронный завод появились на левом берегу Волги рядом с Ульяновском еще во время Великой Отечественной. Город рос. И не вина военных, что в середине 80-х было принято решение строиться неподалеку от складов, где боеприпасов хватило бы на пару Хиросим. Наше родимое авось переросло в уверенность, что склады вместе с предприятием по разборке и переработке боеприпасов вполне безопасны. Технология такова, что детонация исключается, а спички на "Арсенал" не пронесешь - при входе на территорию личный досмотр.

"Арсенал" еще догорал, когда появилась первая версия: пожар начался со сборщицы боеприпасов Кати Кангиной. Свидетели утверждали, что на ней первой загорелся халат. Сейчас она лежит в Городской клинической больнице в палате с охраной. Журналистов к ней не пускают. Только следователей ФСБ.

- Кате уже лучше, - рассказал "Известиям" главврач больницы Владимир Сучков. - Но о выписке говорить еще рано...

Не секрет, что сборщицы, а в данном случае разборщицы, частенько нарушали технологию распатронивания боеприпасов. В первом цеху, откуда все и началось, разбирали "артиллерию": 72-, 100- и 130-миллиметровые снаряды. Сначала выкручивалась капсюльная втулка и взрыватель. Затем, чтобы рассоединить собственно снаряд и гильзу, боеприпас помещали в специальный станок. Порох высыпался, снаряд и гильза шли на переплавку - латунь все-таки! Но у 100-мм снарядов гильзы были стальные. Станок с первого захода не справлялся. А план надо было выполнять. Вот и шарахали сборщицы снаряд об цементный пол, расшатывая его, словно больной зуб. Повторю: детонаторов в изделии уже не было. А был только бездымный порох. Теоретически, если бы он высыпался на пол и на него упала бы искра от грохнувшейся стальной гильзы, мог возникнуть пожар.

...Снаряды рвались, как, наверно, во время Сталинградской битвы. Трассеры чертили задымленное небо. Земля стонала. Но что такое артиллерийский 130-мм снаряд по сравнению с торпедами и глубинными бомбами, которые хранились в соседнем здании? А сотни вагонов на подъездных путях, набитые боеприпасами? Специалисты утверждают, что если бы торпеды и бомбы сдетонировали, то взрывная волна стерла бы с лица земли Ульяновск. Прорвало бы дамбу, которая защищала нижнюю террасу от затопления, и волна - уже волжская - накрыла бы развалины. Все, как в Священном Писании...

Действительно, произошло чудо: один тяжелый снаряд угодил в корпус, где хранились 20-метровые торпеды. Но не взорвался, а застрял в стене. Выяснили это разведчики Литвиненко и Бондарь.

- Они обошли по периметру сто тысяч квадратных метров горевшей территории и выяснили обстановку, - рассказывает мне руководитель пресс-службы регионального управления МЧС Елена Сихарулидзе. - Это было как на войне, как во время боя. От их данных зависело: нужна ли эвакуация всего Ульяновска, или достаточно было вывезти левый берег. Оба разведчика представлены к орденам Мужества. И еще 14 пожарных к боевым медалям "За отвагу".

Все, с кем я разговаривал, благодарят еще одного героя - работника "Арсенала" Владимира Евдокимова. Он лично вывел сорок женщин и истекавшего кровью Владимира Лазарева из бомбоубежища, где уже кончался кислород. Не забыть бы его! Сейчас выясняются имена еще нескольких военнослужащих, которые тоже проводили разведку. Надеюсь, и они попадут в наградной лист.

Старший мичман Владимир Панков и матрос-спасатель Иван Кузнецов представлены к правительственным наградам посмертно. Они первыми бросились в огонь. Их тела нашли к утру. У Панкова осталось двое маленьких детей. Кузнецов только недавно подписал контракт. Ему было 24...

%%VYNOS1%%В 00.30 пожар на "31-м Арсенале" был потушен. Дотла сгорело три цеха и три склада, где хранилось 120 тонн боеприпасов.

В городе и районе пострадало 433 многоэтажных здания, 1500 домов в частном секторе. Количество разбитых стекол превышает 10 000. Школа и детский садик восстановлению не подлежат. Общий ущерб по первым прикидкам достигает 200 миллионов рублей.

Завещание Авояна

В военном городке "Арсенала" народ и так немногословный, а тут еще подписку следователи взяли о неразглашении. Поэтому разговаривать с журналистом работники согласились на условиях полной анонимности.

- На Кангину зря они хотят все свалить! - говорит пожилая сборщица из первого цеха. - Я сама слышала, как сначала рвануло на эстакаде, а потом уже халат на Катьке загорелся. Это порох горящий оттуда к нам в цех залетел. Вместе с осколками.

Из железнодорожных вагонов снаряды сначала разгружают на эстакаду - крытую площадку временного хранения, - а уж потом в цех. Там-то и произошел первый взрыв и последующий пожар.

- Я голову даю на отсечение, что руководство "Арсенала" само подорвало первый цех! - утверждает единственная женщина, не скрывающая своего имени, - Анна Малиновская. - Воровали латунь. Вот следы и заметали...

Анна Малиновская ушла с "Арсенала" в 2005-м. Стала правозащитницей. Про таких говорят: бой-баба. Пока мы разговариваем в ее разбитой квартире, то и дело звонят в дверь. Просят фотоаппарат зафиксировать разрушения. Соседи хотят, чтобы она сходила в администрацию, потребовала еще стекол, дверей, замков...

Я был в поселке на 13-й день после катастрофы. В некоторых квартирах вместо стекол до сих пор целлофан. Я пошел вместе с делегацией ходоков к начальнику ЖЭУ-21 Василию Жукову, просить, чтобы наконец стекла вставили. Мария Приймак одна растит семерых детей. А стекол хватило только в одну комнату из трех. Да еще во входной двери вместо замка тряпка - взрывной волной полдвери разнесло. Но Василий Иванович принял бой по-чапаевски, решительно:

- А ну вон из моего кабинета! Я сейчас охрану вызову!

Учитывая, что ЖЭУ охраняла фирма с недвусмысленным названием "Цербер - Симбирск", мы поскорее покинули поле боя. Но Анна, словно пулеметчица, пускала последние очереди угроз в захлопнутую дверь:

- Я позвоню лично губернатору! Он порядок-то наведет!

Как только прозвучали первые взрывы, из подвалов по улице Академика Павлова убежали мыши. Они эвакуировались стаями. Жуткое зрелище. За ними потянулись люди. А вот 70-летний Эдуард Авоян подняться с дивана не мог. У него таз сломан - он в гипсе лежал. Так он и пролежал три дня под разбитым окном, в которое то и дело залетали осколки.

- Совсем один?

- Нет, с Дашей! - отвечает пенсионер.

Даша - это любимая кошка Эдуарда Левоновича. Когда его нашли журналисты, температура в квартире была как на улице. Стекла никто ему и не думал вставлять. Про Левоновича попросту забыли.

- Я помру. Вы мои стекла другим отдайте, - таково было завещание Авояна.

После того как про него написали, стекла немедленно вставили. Сейчас в квартире тепло. Нашлась сиделка. А верная кошка Даша греется на груди пенсионера.

Жить на пороховой бочке

Спустя неделю город опять сотряс мощный взрыв. Подорвались восемь саперов при погрузке неразорвавшихся боеприпасов. Еще двое тяжело ранены. Очевидно: нарушена техника безопасности. Когда работают с опасным грузом, в радиусе поражения не должно находиться более двух человек.

- А я как услышала взрыв, включила музыку погромче, пока соседи побежали по подвалам прятаться, - рассказывает Анна Малиновская. - Хоть плачь, хоть смейся. Нервы уж сдают. Я готовлю иск к начальнику "Арсенала" Андрею Радченко. Проведу товароведческую экспертизу. Даже порванные колготки впишу. И моральный вред. Пусть квартиру покупает на той стороне.

Сейчас в квартире Малиновской еще не вставлены стекла со стороны улицы. Взрывной волной вдавило балконную коробку. Пошли трещины. А за окном горы шифера - это уже крышу переложили, а старое покрытие еще не вывезли.

Мост в Ульяновске ждали четверть века. Старый уж давно не справлялся с потоками транспорта. Торжества по поводу открытия назначили на 26 ноября. Но движение вынуждены были открыть 13-го.

- Старый мост оказался в зоне разлета осколков, - рассказывает мне помощник губернатора Сергей Давыдов. - Его пришлось закрыть для движения. Чтобы город окончательно не встал, было принято решение временно открыть движение по новому мосту, который в общем-то был готов. Фонари только там не подключили.

Мост все-таки открыли. И были народные гулянья. И салют на полнеба. Вдоль моста на все 5,5 километра организовали заплыв моржей. Во время фейерверка я считал залпы и думал: раз - и новые окна у Приймаков. Два, три - ремонт квартиры Малиновской...

Я поделился своими раздумьями с Сергеем Давыдовым.

- Я знаю, что многие нас упрекают за этот салют. Все празднества организовали и провели мостовики за свой счет. Причем фейерверк был подготовлен и оплачен заранее. Это их праздник. Представляете, стройка которая продолжалась почти как БАМ? Тут уж второе поколение строителей родилось. Мы не вправе были лишать их этого праздника.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир