Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Москве провели литературно-музыкальный праздник «Победа с оркестром»
Мир
СМИ сообщили о провале усилий по изоляции РФ после визита Путина в Индию
Мир
В центре Вены началась акция против политики правительства Австрии
Общество
Первые дни в декабре стали бесснежными в четвертый раз за XXI век в Москве
Мир
Аэропорт Вильнюса временно приостановил работу
Мир
Кирилл Дмитриев согласился с Маском о движении Европы к забвению
Мир
В США 18-летнего студента арестовали за поджог спящего пассажира в метро
Мир
Глава Qatar Energy выразил недоумение решением ЕС отказаться от российского газа
Происшествия
В Брянской области водитель грузовика пострадал при атаке дрона ВСУ
Мир
Глава МИД Польши предложил Илону Маску отправиться на Марс
Мир
Ливан арестовал шестерых человек за нападение на патруль ООН
Армия
Стало известно о ликвидации российскими бойцами боевика подразделения «Кракен»
Мир
Зеленский подтвердил визит в Лондон на следующей неделе
Общество
В аэропорту Волгограда временно приостановили полеты
Мир
Саркози питался в тюрьме батончиками мюсли и молочными продуктами
Спорт
«Зенит» одержал победу над «Акроном» в матче РПЛ
Мир
Пожар в Праге уничтожил ретроавтомобили стоимостью около $10 млн

Через дыру в границе - к президенту

В Абхазии я бываю часто. Не раз приезжал на войну. И вот впервые меня пригласили в послевоенную признанную независимую республику для участия в "круглом столе" "Журналистика и власть". На границе в поселке Веселое тучи не ходили хмуро. Нас встречали ноябрьское солнышко и одинокий таксист в кепке
0
Заместителю директора Института стран СНГ Владимиру Жарихину пришлось продемонстрировать недюжинную гибкость при переходе границы (фото: Юрий Снегирев/"Известия")
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Абхазии я бываю часто. Не раз приезжал на войну. И вот впервые меня пригласили в послевоенную признанную независимую республику для участия в "круглом столе" "Журналистика и власть".

На границе в поселке Веселое тучи не ходили хмуро. Нас встречали ноябрьское солнышко и одинокий таксист в кепке.

- Здесь только машины, - чуть обиженно произнес он, не признав в нас своих клиентов. - Идите туда. Дворами выйдете к пешеходному мосту.

В советское время никто и не предполагал, что по реке Псоу пройдет государственная граница. Поэтому селились здесь все кто ни попадя. Теперь частные дома попали в зону таможенного и пограничного контроля.

Жильцы, в тайне радуясь этому обстоятельству, превратили свои домовладения в мини-склады, торговые палатки и даже общественные уборные. Кое-кто за проход по своей территории берет по 20 рублей с человека. Зарабатывает на транзите, так сказать...

Во дворах бегали куры и доморощенные коммерсанты перебирали ярко-оранжевые мандарины. На трех командировочных, а наша делегация состояла из журналистов "Известий" Владимира Мамонтова и меня, а также известного политолога, заместителя директора Института стран СНГ Владимира Жарихина, никто не обратил никакого внимания. Но перед самым пешеходным переходом нас встретил сюрприз. Заветная калитка оказалась заваренной.

- А как же пройти?! - мы обратились к трем скучающим местным мужчинам.

- А через дыру давайте. Главное, чтобы голова прошла. А то в обход три километра... - мужчины гостеприимно показали на отверстие 50 на 50 сантиметров.

Теперь представьте картину: солидные дядьки кряхтя лезут через дыру в заборе, чтобы вовремя попасть в Абхазию...

- Вам еще повезло! - ободряли нас свидетели этого исторического перехода. - Скоро мандарины пойдут. Давка будет необычайная. Тогда эту дырку вспомните добрым словом...

Мы очутились на абхазской стороне вовремя. Нас уже ждала машина. По московской привычке стали пристегиваться ремнями безопасности.

- Э, не надо! Да? - и водитель поведал нам историю. - Друг мой машину новую купил, где, если не пристегнешься, пищит. Его гаишник останавливает: "Зачем пристегнулся? Пьяный, да? Из сиденья вываливаешься, да?" Потом на станции ему эту пищалку выключили.

К слову, после обретения независимости смертность на абхазских дорогах повысилась. И дело не только в ремнях (в Абхазии никогда не пристегивались). Парк машин резко поменялся. На смену ветхим "Жигулям" пришли мощные внедорожники и лимузины. Растаможить "Лексус RX300" в Абхазии, к примеру, обойдется всего в 22 тысячи рублей. Грешно не пересесть на дорогую иномарку! Но опыта вождения таких махин маловато. Вот и бьются на дорогах с незавидным постоянством.

Новая эра

Известный абхазский правозащитник Зураб Ачба не раз говорил: "У меня нет ни семьи, ни детей. Все, что у меня есть, это Абхазия. Она мне заменяет все. И ради нее я живу. И если надо, погибну..." Зураба подло убили в 2000 году. В его честь назвали местный правозащитный центр "Мир без насилия". Обычный дом в центре Сухума. За столом цвет абхазской журналистики. Первое заседание абхазского медиаклуба "Айнар" открыл его председатель - уважаемый в республике журналист Илья Гамисония. Среди участников бывший спикер парламента Абхазии Сократ Джинджолия. Мы, гости из Москвы, сидели на почетном месте. Тема для местных журналистов была животрепещущая: "Журналистика и власть". Тем более что в середине декабря в Абхазии пройдут президентские выборы. Журналисты, как вы понимаете, пройти мимо этого факта не могут.

- Да, многих журналистов называют купленными, - звучало в дискуссии. - Но почему-то купленные живут хуже некупленных. Зарплата у нас пять-шесть тысяч рублей.

Пять лет назад, в условиях постоянного давления Грузии, в Абхазии прошли первые альтернативные президентские выборы. То есть сначала на пост главы республики претендовал Рауль Хаджимба. Его постеры, где президент Путин жмет ему руку, были наклеены на все что движется и не движется. Хаджимбу называли кандидатом Кремля. Но надо знать менталитет абхазца, который славится своим упрямством. По преданию даже утонувших в реке Бзыбь ищут выше по течению.

Его противник Сергей Багапш стал стремительно набирать голоса. Когда они сравнялись, республику накрыла волна безудержной демократии. Многотысячные митинги сотрясали Абхазию. Казалось, еще чуть-чуть - и зазвучат выстрелы: оружие у населения после войны никто не изымал, и митингующие открыто бряцали автоматами. Любая провокация была только на руку Грузии: мол, как можно доверять независимость абхазам, если они даже президента своего выбрать не могут?

Наконец после долгих переговоров, и уговоров, и пересчетов голосов, и вердиктов судов было принято решение: президент - Багапш. Вице-президент - Хаджимба. На этом все разошлись по домам. И вот новые выборы, на которых будет уже пятеро кандидатов, включая действующего президента. Но абхазские журналисты, судя по "круглому столу", никаких провокаций не поддержат. Республика уже не та, что была пять лет назад. Теперь новая эра - независимости. Так что, по заверениям коллег, выборы пройдут в интересах демократии. Невзирая на лица и должности.

Что делать с трофейным огнеметом?

Последний раз я видел Сергея Багапша на тех самых выборах, когда действительно было не ясно, куда выведет политическая кривая Абхазию. В промежутке между послевыборными битвами, все еще кандидат в президенты, он встретился с группой московских журналистов в каком-то маленьком кабинетике то ли начальника ЖЭКа, то ли главного инженера.

- Как видите, я открыт и доступен, - улыбался тогда Багапш журналистам. - Запишите номер моего сотового. Когда стану президентом, обещаю не менять его!

Багапш обещание сдержал. После "круглого стола" он принял нашу маленькую делегацию у себя в кабинете - надо признать, не сильно разросшемся с тех времен.

Сергей Васильевич уверен в себе, открыт, насколько это позволительно такой политической фигуре, и радушен. У нас сложилось впечатление, что в победе своей он не сомневается. При нем Абхазия стала независимой. Такую победу как забыть? Народ такое не забывает. Не должен забыть.

Вспомнили курьез, который, как считают многие, упростил на прошлых выборах Багапшу путь к победе. Сторонники кандидата Рауля Хаджимбы силами российских мастеров культуры устроили грандиозный концерт в поддержку своего кандидата. На сцену выпрыгнул Олег Газманов:

- Привет, Аджария! - были первые и, конечно, последние слова артиста в Абхазии.

- Потом, спустя какое-то время Газманов извинился, - рассказал Багапш. - А я его поблагодарил. Многие тогда после этого концерта отдали свой голос мне.

Сейчас из четверки противников Багапша один из самых весомых в политическом смысле опять Рауль Хаджимба. До выборов месяц. Борьба будет жаркой. Но, как пообещал Сергей Багапш, он не допустит незаконных выборов. И будет жестко пресекать попытки подкупа и подтасовки.

А теперь о будущем Абхазии. Для нормального экономического развития республики нужны две вещи: 80 тысяч рабочих рук и упрощение пограничного перехода (вспомните дырку).

- Мы уже можем предложить зарплаты в 8 и даже 12 тысяч рублей, - не без гордости говорил президент. - Официантками работают девочки из Белоруссии. На стройках - таджики. Интеграция идет полным ходом!

А вот с границей все значительно сложнее. Чтобы сделать ее прозрачной, надо, чтобы абхазы сдали свое оружие. А то оно окажется на просторах России. Говорят, на руках здесь нет только танков - как транспортное средство, они слишком много солярки жрут. В частных домах можно встретить целые арсеналы: от ПЗРК до крупнокалиберных пулеметов и даже американских огнеметов. Трофеи. А на Кавказе это традиция.

- Мы должны принять закон "Об оружии", - считает президент. - Часть его мы выкупим. Другую - будем хранить на специальных складах временного хранения. Гражданин в любое время может прийти туда, почистить свой автомат. Но взять его с собой будет разрешено только при объявлении военного положения.

...А потом абхазские коллеги пригласили нас за дружеский стол - это тоже традиция. По знаменитой сухумской набережной с вековыми пальмами мимо отеля "Рица" (не путать с "Ритцем"!) мы проследовали в ресторан "Нарт", где подают лучшее в республике хачапури. Под рубиновое абхазское вино и тающие во рту шашлыки звучали тосты за мир и дружбу. За независимую Абхазию и признавшую ее великую Россию. Назад мы возвращались через ту же дыру. Гостеприимство абхазов было на прежнем, довоенном уровне - я чуть не застрял.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир