Кинооператор и стереограф Сергей Рожков: "В СССР начали заниматься стереокино еще в 1930-е годы"
- Статьи
- Культура
- Кинооператор и стереограф Сергей Рожков: "В СССР начали заниматься стереокино еще в 1930-е годы"
О трехмерном кино обозревателю "Известий" рассказал Сергей Рожков - заведующий лабораторией стереокинематографа ОАО "Научно-исследовательский кинофотоинститут".
вопрос: Во времена моего детства в кинотеатрах "Октябрь", а затем и "Москва", демонстрировались стереофильмы. Зритель охотно покупал чуть более дорогие билеты ради иллюзии трехмерности изображения. Почему же в Голливуде объемное кино развивается, а у нас процесс замедлился?
ответ: Стереоскопическим кино в СССР начали заниматься еще в 1930-е годы. И только в нашей стране многие десятилетия действовали на постоянной основе специализированные кинотеатры, причем в нескольких городах можно было смотреть стереофильмы даже без очков. Было создано множество систем для съемки и показа стереофильмов, но наиболее удачной была советская - "Стерео-70". Название обозначает, что два кадрика стереопары снимали на 70-миллиметровую широкоформатную пленку. Эта система в 1991 году получила приз американской киноакадемии "Оскар" в номинации "За техническое достижение". Сейчас в киноиндустрию успешно внедряются цифровые методы. По системе "Стерео-70", разработанной в нашем кинофотоинституте, английские кинематографисты нынешней осенью в Испании сняли фильм. Система по-прежнему обеспечивает высокое качество изображения, которое без потерь можно перевести на цифровой носитель.
в: В большом Голливуде отдают предпочтение анимационным фильмам...
о: У нас тоже есть оригинальные технологии. Съемки кукольных анимационных фильмов сегодня можно производить одним цифровым фотоаппаратом, обработать на компьютере и демонстрировать и в системе 3D, и в простом кинозале. Работаем мы совместно с эстонскими аниматорами из студии Nuku Film, которую возглавляет Арво Нуут. Наше сотрудничество продолжается еще с советских времен - объединение кукольных фильмов студии "Таллинфильм" в СССР было пионером в этой области. Первый в мире анимационный фильм с объемным изображением - "Сувенир" был снят на пленке в 1977 году. Кстати, на студии "Союзмультфильм" в области стереокино экспериментировал легендарный режиссер Иванов-Вано. Мне вместе с моим коллегой Сергеем Хлебниковым в качестве кинооператоров посчастливилось работать с Иваном Петровичем над стереомультфильмом "Волшебное озеро"...
Наш новый кукольный стереофильм "Чучело" снят по системе, которую мы разработали вместе с Александром Мелкумовым, и с успехом демонстрировался в Англии на самом большом в мире экране - 25х30 метров - системы IMAX. Сейчас совместно со студией UMP ведем съемки уже полнометражного анимационного фильма с рабочим названием "Синяя борода", режиссер Сергей Олиференко. Съемку игровых стереофильмов в цифровом формате наш институт обеспечит. Дело за режиссерами и продюсерами.
в: Смотрела американское стереокино "Рождественская история" в очках. Очки тяжелые, изображение темноватое...
о: При демонстрации 3D ни экран, ни аппаратура не меняются по сравнению с обычным показом, отсюда потери в яркости изображения до 80 процентов. И при любых отклонениях или технологических ошибках глаза на сеансе устают сильнее, чем на обычном просмотре. Если срочно не решить эту проблему, формат 3D-стерео умрет, как это уже не раз случалось со стереоскопическим кино...