Журналист Генрих Боровик: "Переходя к капитализму, мы взяли у американцев худшее"
16 ноября известному журналисту Генриху Боровику исполняется 80 лет. Накануне юбилея Генрих Аверьянович рассказал корреспонденту "Известий" о своем отношении к современной международной журналистике, о темах, которые его волнуют сегодня, и о своей новой книге.
вопрос: Если бы сегодня вы работали журналистом-международником, какие темы вас бы интересовали?
ответ: Я и сейчас продолжаю работать, только не журналистом, а писателем-международником. В своей новой книге я вспоминаю то, что видел, что полюбил, что возненавидел, размышляю о том, что такое счастье и что такое трагедия...
Там будет большая глава об Александре Федоровиче Керенском, председателе Временного российского правительства. Я с ним встречался в 1966 году в Нью-Йорке. 40 с лишним лет назад мне не разрешили опубликовать очерк о нем. Расскажу и о своей встрече с Эрнестом Хемингуэем. Как мы с ним вместе ловили рыбу на Кубе.
в: А что вам было бы интересно с точки зрения газетной журналистики?
о: Как раз сейчас я буду писать об Америке. Опишу, что мне понравилось в США, что нет. У меня нет претензий, извините за это слово, к американскому народу. Это очень доброжелательный, искренний и трудолюбивый народ. Другое дело, что он был запрограммирован против Советского Союза. Мы, к сожалению, переходя к капитализму, взяли у американцев худшее. Мы построили страну, которая напоминает мне город Чикаго 20-х годов. Вообще, я считаю, что будущий мир - это конвергенция.
в: Какой может быть компромисс между капитализмом и социализмом?
о: Как раз это единственный путь. Берем лучшее от капитализма - частное предпринимательство до определенных границ и от социализма - заботу о бедных. И, конечно, отношение к миру как к чему-то хрупкому, что нужно беречь, иначе мы можем нашу матушку-землю уничтожить вместе с человечеством. Вот об этом бы я сегодня писал.
в: Как вы относитесь к Бараку Обаме?
о: Это очень большое достижение Америки - то, что она впервые избрала на такой пост темнокожего человека. И когда Бараку Обаме дали Нобелевскую премию, я считаю, что Нобелевский комитет поступил правильно. Он оценил действия Обамы, который выиграл выборы. Это же огромный труд - изменение психологии людей, которые за него голосовали. Пока все, что говорит и делает Обама, мне кажется разумным.
в: Вам не кажется, что время международной журналистики уходит?
о: Нет. Есть бездарные журналисты, они были и раньше, которые просто гонятся за сенсацией, лгут или настолько резко придерживаются определенной позиции, что не принимают никаких доводов, которые бы противоречили их позиции. Это вредно. Но у нас есть много журналистов, которые прекрасно разбираются в ситуации в мире.
в: Как будете отмечать юбилей?
о: Вечером я соберу своих друзей - людей, которых я люблю, мы посидим, отпразднуем. Ничего пышного я не планирую.