Райские кущи в столичной галерее
Выставка "Потерянный рай" в московской галерее "Проун" рассказывает не о парадизе как таковом, а о той тоске по совершенству и благоденствию, которую испытывало человечество во все времена.
Из века в век воображение продуцирует художественные сюжеты, где тема гармоничного соседства всего сущего трактована вне канонов, очень лично, по авторским представлениям. Именно ей посвящена экспозиция, соединившая произведения разных времен, жанров и технологий. В едином выставочном пространстве уживаются и самодеятельные народные художники, и авангардисты, и постмодернисты. Не обходится даже без детских рисунков, которые выступают здесь в роли специфических камертонов, мол, незамутненная фантазия младенца способна лучше всего поведать о вселенской гармонии. Впрочем, камертоны эти зрителю не очень пригождаются, поскольку проект в целом представляет собой довольно пестрый коллаж.
Надо приложить немало воображения, чтобы перебросить условный мостик от цыганского ковра с намалеванными яркими цветами к французской декоративной вышивке XV столетия. Или увязать картину неизвестного художника "Олень" (явно купленную лет пятьдесят назад на базаре) с неоакадемическими аппликациями покойного питерского гуру Тимура Новикова. Пышная гурия, нарисованная на стекле неведомым турецким мастером, красуется неподалеку от деревянной композиции "Адам и Ева" наивного сельского скульптора Владимира Зазнобина. И так далее. Восхитительный "Черный лев" Нико Пиросмани, эскиз Петрова-Водкина к полотну "Изгнание из рая", визионерские рисунки футуриста Василия Чекрыгина (между прочим, последователя федоровской "Философии общего дела", то есть адепта рукотворного парадиза), китайские нашивки для праздничных юбок, идиллические фотографии полуторавековой давности - чего тут только нет.. Кладовые московских собирателей искусства по случаю выставки поворошили изрядно (проект изначально затевался как коллекционерский). Вышел ли толк? Пожалуй, вышел.