Наши против самураев
В ЦДХ открылся XXVII Российский антикварный салон, где в качестве "изюминки" предложено искусство самураев, но основным "наполнителем" остаются отечественные художества.
Разговоры о кризисе и о преодолении его последствий изрядно надоели, однако при рассмотрении антикварного рынка без них никак не обойтись. Эта сфера напрямую связана с положением дел в экономике: нет состоятельных покупателей - не будет и процветания отрасли. Пока что рынок старого искусства ухудшение конъюнктуры переносит на ногах, ни о каких банкротствах или массовых закрытиях галерей до сих пор слышно не было. Более того, нынешний салон по сравнению с весенним вырос количественно на 5%, что можно расценить как позитивный симптом. Но о прежнем докризисном уровне продаж остается только мечтать. Все, что могли сделать сейчас устроители и участники салона, - это продемонстрировать свои возможности как респектабельных поставщиков. Теперь надо дожидаться соответствующего спроса.
Именно желанием не ронять планку качественных предложений объясняется обилие высококлассных вещей на стендах. Никому не хочется отступать на "заранее подготовленные позиции" и перебираться в более демократическую ценовую нишу. В конце концов, поторговать предметами искусства попроще и подешевле можно без посторонних глаз, в галерейных кулуарах, а на публике следует преподносить себя во всем блеске. Отсюда в частности вытекает стремление устраивать не просто мини-барахолки, пусть и дорогостоящие, а делать тематические экспозиции. Таких примеров на салоне немало.
Галерея "Г.О.С.Т" предлагает исключительно придворные и монархические портреты, галерея "Альбион" показывает сплошь маринистику - корабли и водные просторы. На стенде у "Аргос-Антик" помещены работы только тех русских художников, кто проходит под грифом "парижской школы". Имеется целый набор персональных показов - Мстислава Добужинского, Николая Тырсы, Ростислава Барто. Легко догадаться, что подобные экстракты появляются не от скудости репертуара, а ровно наоборот - в силу умения отобрать из разнородного материала именно то, что послужит представительским символом. К слову, такой подход к презентациям очень помогает структурировать зрительское внимание, когда вокруг море разливанное чего угодно.
Той же цели - повышению вдумчивой зрелищности - способствуют и специальные проекты, без которых ни один антикварный салон до сих пор не обходился. На этот раз в фокус попали два выставочных сюжета. Галерея "Танто" инициировала экспозицию "Самураи: путь кисти и меча", где наглядно представлен быт японской военной аристократии XIX века. Мечи, доспехи, кимоно, тканевые свитки и ширмы, раскрашенные фигурки из буддийского пантеона, ксилографии с изображениями героических сцен - эта экзотическая коллекция призвана дать новый импульс собирательским интересам в нашей стране. Впрочем, выставки самурайского искусства в Москве перестают быть диковиной, за последний год мы видим уже третью -вероятно, пропагандисты жанра действуют по принципу "капля камень точит".
Неподалеку расположилась экспозиция "Рисунок из фондов МКСХ. 1910-1960-е годы". Международная конфедерация союзов художников, ставшая правопреемницей СХ СССР, достала из обширных закромов графику знаменитых советских авторов - Сергея Герасимова, Ореста Верейского, Ивана Ефимова, Петра Митурича, Иллариона Голицына. Выглядит все не так экстравагантно, как в случае с самураями, зато эстетика тут родная, а качество - непревзойденное. Надо полагать, прозрачный намек будет понят коллекционерами: экзотика экзотикой, а свое забывать негоже.