Придерживаясь "протокола"
IP-телефония сегодня все еще старается обойти действующее законодательство и не выполнять правила построения телефонных сетей и оказания услуг связи. На технологию передачи данных по протоколу TCP/IP часто сетуют стационарные операторы, но компании предпочитают выбирать то, что выгодно и удобно.
Идея передачи голоса с использованием персонального компьютера по Сети возникла в Университете штата Иллинойс еще в начале 90-х годов, когда Чарли Кляйн представил на суд публики Maven. В тот же период одним из самых популярных мультимедийных приложений в Сети стала CU-SeeMe, программа видеоконференций для Macintosh, разработанная в Корнельском университете.
В апреле 1994 года агентство NASA транслировало из космоса изображение челнока Endeavor, используя продукт CU-SeeMe. Благодаря дополнительно подключенной программе Maven во время сеанса можно было не только видеть изображение, но и слышать голоса астронавтов. После удачного опыта программы объединили, создав разработку CU-SeeMe, совмещающую возможности видео и аудио и подходящую для каждого ПК. В 1995 году на арене IT-технологий выступила израильская компания VocalTec, которая объединила разработки в области перекодировки цифровых сигналов и кодеков и выпустила первую версию Internet Phone для PC под управлением Microsoft Windows. Благодаря этому тысячи пользователей получили возможность звонить друг другу и общаться. А сегодня это - миллионы! Миллионы людей, для которых телефония на основе IP (Internet Protocol) стала целесообразной заменой традиционной связи.
Все дело - в пакете!
Когда используется коммутируемое соединение, между абонентами создается фиксированный канал связи, который занимает строго определенные ресурсы на время разговора. Не важно, молчим ли мы часами в трубку или бурно что-то обсуждаем: время тикает, и за каждую его единицу придется заплатить. В случае с IP-телефонией на первый план выходят не минуты, а пакеты данных. Информация, то есть наш голос, передается в виде небольших фрагментов, или, как уже сказано, пакетов. И если за единицу времени не поступает никакой информации (абонент молчит), то ничего не передается. В это время ресурсы Сети могут быть задействованы для трансляции других данных. В результате передача информации по таким сетям обходится для пользователей значительно дешевле, что давно не новость.
Сегодня уже странно об этом упоминать, но изначально сеть IP не предназначалась для передачи голосовой информации. Тем не менее усилиями верящих в силу "цифрового голоса" более 10 лет назад начали проводиться исследования, посвященные пакетной передаче голоса по сетям. Они привели к появлению первой версии стандарта H.323. На его базе (точнее, базе более новых версий) построено большинство существующих сетей IP-телефонии - сетей передачи голоса по протоколу IP (Voice over IP - VoIP).
Удар по ценам
IP-телефония - это удар по тарифам традиционных сотовых операторов. Рядовому абоненту за счет использования этой связи удастся сократить свои расходы на 30-50%. "Кроме того, стоит учитывать, что в рамках ряда популярных сервисов звонки внутри Сети вообще являются бесплатными, что может сократить затраты на потребителя на все 100%, - добавляет Татьяна Менькова, аналитик ИК "ФИНАМ". - Правда, за интернет-трафик все равно пришлось бы платить". Впрочем, далекие от интернета потребители так же далеки и от привязанной к нему телефонии. Поэтому сейчас в России о действительно быстром развитии может рапортовать сектор корпоративной IP-связи.
Сегодня практически все компании, которые организуют коммуникации в офисе с нуля, выбирают IP-телефонию, констатируют эксперты. За последние несколько лет уровень доверия к этим технологиям заметно вырос, что связано с усилением конкуренции на рынке предоставления услуг, основанных на технологиях IP-протокола. "Безусловно, с кризисом компании стали тщательнее подходить к выбору решений, рассматривать продукты различных производителей, оценивая их прежде всего с точки зрения стоимости, - рассуждает Николай Петренко, руководитель направления унифицированных коммуникаций компании "Микротест". - А стоимость внедрения решений IP-телефонии от лидеров рынка коммуникаций со всеми необходимыми услугами на создание инфраструктуры может варьироваться от 400 до $1000 на одного сотрудника".
Много это или мало? На первый взгляд достаточно, для того чтобы перестать говорить об IP-телефонии как о способе существенно сократить корпоративные расходы - в частности, на дальнюю связь. Но при ближайшем рассмотрении экономический эффект налицо! К примеру, компания, оборудующая новый офис, не тратит время и деньги на прокладку телефонного кабеля. Экономия достигается и благодаря сокращению так называемых MAC-расходов (move, add and change, или реорганизация рабочего места). И, разумеется, сравните тарифы IP-телефонии и коммутируемой связи.
Правильнее всего рассматривать затраты с двух сторон - по части персонала и ИТ-поддержки. IP-телефония - это прежде всего "цифра", которая не требует штата инженеров передачи данных. "Поддерживать инфраструктуру могут универсальные специалисты, таким образом в большой компании штат техподдержки можно сократить на 35-40%", - констатирует Наталия Дьяконова, директор департамента телекоммуникаций компании КРОК. А единое управление сетью IP и универсальным оборудованием уменьшает временные затраты на 15-25%.
Отдельная статья оптимизации затрат - межофисная связь. Предположим, минута соединения через телефонную сеть общего пользования составляет 3 рубля. "При передаче голоса по IP VPN между Москвой и Владивостоком стоимость минуты составит в среднем $0,02, или 60 копеек, - калькулирует Дьяконова. - В результате ваша экономия доходит до 80%".
С маршрута не сбиться
"Голосовое общение можно интегрировать с электронной почтой, ведением календаря, голосовой почтой и единой системой обмена сообщениями, что позволяет упростить коммуникации", - приводит еще одно достоинство цифровой телефонии Михаил Кочергин, менеджер по маркетингу продуктов "Объединенные коммуникации" компании Microsoft.
IP-телефония вообще рассматривается корпоративным сектором как основа для построения сетевых коммуникаций. Иначе это можно назвать компьютерно-телефонной интеграцией. Что может сделать сотрудник, используя традиционную телефонную систему? Позвонить по внутреннему номеру, поставить звонок на удержание, сделать трансферт вызова, собрать аудиоконференцию... Казалось бы, этого вполне достаточно, но в современных условиях все большее значение приобретает командная работа. А если коллеги находятся в разных офисах или даже разных странах? "Им недостаточно просто пообщаться по телефону, они совместно работают над проектом, поэтому им необходимо мгновенно обмениваться определенными данными, - подсказывает Николай Петренко. - Важна возможность обсуждения, создания и совместного редактирования каких-то документов".
Все эти решения представлены в современных системах IP-телефонии (например, на базе протокола SIP - Session Initiation Protocol). С его помощью можно в режиме реального времени отслеживать способность других сотрудников к контакту (например, не звонить, если человек указал, что в данный момент он занят или отсутствует на рабочем месте). В ходе разговора сотрудники будут обмениваться короткими, мгновенными сообщениями, передавать файлы, совместно работать с документами, рисовать на виртуальной доске и т.д. То есть IP-телефония способна значительно повысить эффективность труда сотрудников. Наконец, не забываем о маршрутизации звонков в наш век мобильности и входящей в привычку способности работать в любом месте в любой час. Работник может настроить систему таким образом, чтобы в зависимости от дня недели или времени суток входящие звонки автоматически перенаправлялись на его рабочий, мобильный или домашний телефон, а если он в данный момент недоступен - на систему универсальной почты.
Отдельная качественная характеристика IP-телефонии - это компьютерно-телефонная интеграция, которая позволяет повысить эффективность обслуживания звонков сервис-операторами. Одновременно с входящим вызовом сотрудник получает на экран своего компьютера информацию о звонящем, "историю болезни" этого клиента; он уже готов приступить к решению проблем абонента - без предварительных вопросов и временных затрат.
Станционное оборудование
Что касается оборудования в компаниях - офисных АТС, то самое большее распространение на российском рынке получили так называемые станции TDM/IP. Они представляют собой разнообразный набор решений с преобладанием либо традиционной телефонной составляющей, либо IP (протоколы Н.323 и SIP). В дальнейшем эти решения предполагают переход к полноценной архитектуре IР-АТС. "Основной плюс их использования - возможность выбора: осуществлять телефонные переговоры с использованием традиционных каналов связи, либо IP, - уточняет Сергей Ковалев, инженер группы технической поддержки продаж компании Panasonic. - Это и позволяет в первую очередь оптимизировать расходы компаний на телефонные разговоры".
При всех очевидных плюсах IP-телефония - еще не убийца традиционной связи. "Потребитель должен иметь возможность выбирать уровень качества услуги, а операторы дальней связи, которые инвестировали в развитие сетей и платят налоги на территории Российской Федерации, должны использовать новые возможности для развития бизнеса", - считает Дмитрий Гуркин, директор по развитию сети МТT.
Данный вид бизнеса нуждается в регулировании на законодательном уровне; в настоящий момент рынок IP-телефонии, которая также использует нумерацию сети общего пользования и передачи голоса, только приводится в соответствие с правилами предоставления услуг связи. Да и, как уточняют классические операторы, необходимо нивелировать риски зависимости от операторов VоIP зарубежных государств - например, Skype. Но это уже совсем другая история.
* * *
Ни дня без...
Компьютер и мобильный телефон стали неотъемлемой частью нашей жизни. К такому выводу пришли исследователи Всероссийского центра изучения общественного мнения. В ходе проведенного ВЦИОМом опроса выяснилось, что более половины всех респондентов (60%) заявили о том, что не могут прожить без мобильного телефона. Без компьютера не могут обойтись 29% россиян. Почти половина граждан (48%) признали свою зависимость от телевизора. Меньше всего россияне зависят от автомобиля (25%), 11% затруднились ответить, без чего они не смогут прожить и дня.
Если рассматривать аудиторию в возрастном срезе, то молодежь ни дня не может обойтись без мобильных телефонов (72%), в то время как пожилые люди не представляют своей жизни без "голубых экранов" (54%).
По мнению исследователей, зависимость россиян от техники связана с ритмом жизни. Вместе с тем, по их мнению, россияне не хотели бы отказаться от мобильных телефонов, так как они дают не только удобство, но и безопасность.
* * *
Президент "Комстар-ОТС" Сергей Приданцев: "Мы не стремимся захватить существенную долю рынка дальней связи, но должны предоставить абоненту максимум возможных услуг"
"Комстар-ОТС" летом 2008 г. расширил пакет своих услуг за счет дальней связи. Абонентская база компании в столице растет быстрыми темпами: ежедневно около 500 абонентов подключаются к сети, выбирая "Комстар-ОТС" как основного оператора междугородной и международной связи. О своих ставках на этот сегмент бизнеса "Известиям" рассказал Сергей Приданцев, президент "Комстар-ОТС".
вопрос: В 2008 г. "Комстар-ОТС" пришел на рынок дальней связи. Какова была стратегия развития на новом направлении?
ответ: Мы активно развиваем региональный бизнес. Услуги в сегменте связи неконкурентоспособны, если ты не связываешь разные города с Москвой собственной сетью дальней связи. Нашим основным соперником в секторе корпоративных клиентов была на тот момент компания "Голден телеком", у которой в перечне услуг уже присутствовала дальняя связь, и своим клиентам этот оператор предлагал один контракт и единый счет. "Комстар-ОТС" же еще полтора года назад работал как агент оператора МТТ, и наши клиенты подписывали два контракта и получали два счета, что неудобно для любого юрлица. Естественно, мы стремились избавиться от этого пробела. В августе 2008 г. компания вышла на рынок дальней связи с кодами 23 и 28. И тогда же стало ясно, что в не меньшей степени нам интересен рынок физлиц, так как мы завершали к тому моменту сделку по приобретению "Стрим ТВ", охватывающей около 40 городов (и еще в 30 городах "Комстар-ОТС" уже развивал свой бизнес). Эти потребители - уже наши клиенты, так почему бы им не воспользоваться и телефонией? И мы завоевали новую аудиторию. Итоги работы во II квартале этого года показали, что мы эффективно работали, поскольку рост трафика по сравнению с I кварталом составил 50%. Таких результатов не показал ни один оператор.
в: А сейчас вам больше интересен рынок корпоративных клиентов или рядовых потребителей?
о: Одинаково важны оба сегмента. У "Комстар-ОТС" диверсифицированная абонентская база, и в момент кризиса, когда корпоративный сектор стал "проваливаться", рынок физических потребителей вырос. А с корпоративными клиентами мы перезаключили все контракты на прямое обслуживание еще до конца 2008 года.
в: Каким образом сегодня удается удерживать и увеличивать клиентскую базу?
о: За счет двух составляющих - пакетного предложения услуг и гибкой маркетинговой политики. Необходимо искать баланс между хорошим качеством и приемлемой ценой, которая зависит от программы по снижению издержек.
в: Каким образом вы работаете с та-рифами?
о: Мы предлагаем пакетные тарифы разным секторам бизнеса и частным клиентам. В Москве для абонентов МГТС, которая тоже входит в "Комстар-ОТС", тарифы на 5% ниже, чем те, которые предлагают другие операторы дальней связи.
в: Какова сейчас ваша рыночная доля? И кого можете назвать своим Конкурентом - с большой буквы "К"?
о: "Комстар-ОТС" - универсальный игрок, предлагающий максимально широкий спектр услуг связи - от местной и дальней телефонии до интернета и ТВ. Мы не конкурируем с "Ростелекомом": это магистральный оператор. Наш основной конкурент - "Вымпелком", который представляет тот же объем услуг. Но в Москве у нас большое преимущество в лице МГТС, абоненты которой активно переходят на наши МГ/МН-сервисы. При этом мы не стремимся захватить существенную долю рынка, как это делают "классические" операторы дальней связи: в этом смысле нам интереснее наращивание доли на рынке широкополосного доступа в интернет. Но мы считаем, что должны предоставить абоненту максимум возможных услуг, в том числе голосовых. Что касается цифр, в этом году компания планирует в секторе дальней связи достичь 2% от общей доли доходов всего этого рынка, которая в денежном выражении должна составить 78,4 млрд руб.
в: Получается, дальняя связь позиционируется как сопутствующая услуга?
о: Сама по себе дальняя связь умирает. "Просто операторы" уже начинают понимать, что работать исключительно "трубой" уже бесперспективно. Подумайте хотя бы о Skype - "убийце" операторов дальней связи. Чтобы он работал, нужен широкополосный доступ в сеть. Наш клиент должен получить все услуги, которые есть на рынке.
в: Сравнительно недавно абоненты познакомились с такими терминами, как hot-choice (выбор оператора при каждом звонке) и pre-select (выбор оператора на постоянной основе).
о: Первая категория клиентов для нас не так актуальна: нам интереснее работать с абонентами pre-select. Это постоянная аудитория, и мы можем прогнозировать загрузку линий. И если абонент доволен качеством предоставляемой услуги, зачем ему думать о том, какой код набирать? Он выберет нас как постоянного провайдера междугородной и международной связи.