Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Алексей Каплер на телеэкране

11 октября исполнилось 105 лет со дня рождения Алексея Яковлевича Каплера - легендарного телеведущего не менее легендарной телепрограммы "Кинопанорама". 11 октября для меня - день кино. Это моя личная дата, потому что связана с человеком, благодаря которому я и полюбила кино. Как и большинство зрителей, я мало о нем знала, да и, если честно, не интересовалась
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

11 октября исполнилось 105 лет со дня рождения Алексея Яковлевича Каплера - легендарного телеведущего не менее легендарной телепрограммы "Кинопанорама".

11 октября для меня - день кино. Это моя личная дата, потому что связана с человеком, благодаря которому я и полюбила кино. Как и большинство зрителей, я мало о нем знала, да и, если честно, не интересовалась. Важнее всего было для меня раз в неделю не пропустить телепередачу о кино. Мне было интересно все - рассказы о новых фильмах, биографии артистов и беседы в студии. Вел программу Алексей Каплер. Говорил так убедительно, что я своим детским умом понимала - этому дяде можно доверять. Еще мне нравилось вслушиваться в его речь - правильную и одновременно живую. Говоря о феномене Каплера, важно отметить и другую особенность ТВ того времени. Есть такое понятие - телегеничность. Сегодня это редкий дар - теперь на ТВ попадают по другим критериям. В 1970-е годы теленачальство мало обращало внимания на возраст ведущих программ. Главное требование - на экране должна быть состоявшаяся личность. Можно вспомнить, например, Владимира Адольфовича Шнейдерова, ставшего первым ведущим "Клуба кинопутешествий" в 60 лет. Литературному телепросветителю Ираклию Луарсабовичу Андроникову было чуть меньше. Первый ведущий "Кинопанорамы" Зиновий Ефимович Гердт был моложе всех, всего-то 46 лет. Алексею Каплеру - патриарху советского кино, автору сценариев советской киноклассики "Три товарища" (1935), "Ленин в Октябре", "Шахтеры" (1937) и "Ленин в 1918 году" (1939) - было 63 года, когда к нему обратилась режиссер-постановщик популярной телепередачи Ксения Маринина. Случилось это в 1966 году.

Вспоминает народная артистка России, лауреат премии "ТЭФИ" Ксения Маринина: "Кинопанорама" шла с 1962 по 1990 год. Первым ее ведущим был Зиновий Гердт, но он был плотно занят в Театре кукол Сергея Образцова - часто уезжал на гастроли, много снимался в кино. Передача выходила как тележурнал, но мне хотелось видеть ведущего именно в кадре. Зиновий Ефимович в 1963 году провел всего три выпуска. А тогда ведь не было еще телезаписи, все шло в прямом эфире! Было еще несколько попыток с Олегом Табаковым, Ией Саввиной, Григорием Чухраем и даже Григорием Александровым. Все люди были занятые, поэтому выходы стали нерегулярными. И я стала думать, кто же еще мог бы вести передачу, которая, если судить по письмам, народу нравилась. И как-то в коридоре студии я разговорилась с поэтессой-фронтовичкой Юлией Друниной. Она-то и предложила своего мужа, знаменитого киносценариста Алексея Каплера, сказав, что он умеет и любит говорить. Мы решили попробовать, и оказалось, что он прекрасно вписался в структуру передачи. Представлял фильмы, беседовал с гостями. И вел себя так непосредственно, так естественно, что мог, например, сказать: "Ой, я забыл фамилию, погодите, сейчас найду бумажку на столе, у меня же было записано". В таких ситуациях и гость, и зритель понимали - да, бывает, каждый же может забыть. К тому же Алексей Яковлевич все делал с таким артистизмом, что с первой же минуты располагал к себе.

И, конечно, покоряли его познания в кино. Это ведь особый дар - выходить в эфир и высказывать свои мысли по поводу крупных событий в киноискусстве. Мы с ним всегда обсуждали план передачи, советовались друг с другом - какой фильм лучше представить. Материала тогда хватало, но работа тяжелая - прямой эфир четыре раза в месяц! По полтора, а то и два часа. Какой ведущий сегодня справился бы с таким объемом? Он умел разговаривать со зрителями так, как разговаривают с друзьями. И спонтанность его суждений была не отрепетированным мастерством, а сиюминутной реакцией на слова собеседника. Экран не обманешь, и зритель понимал, что Алексей Яковлевич думает не о том, как он выглядит на экране, а о фильме, который представляет, или о своем госте. Но бывало, что он увлекался, и мне приходилось включать снятый заранее сюжет. Алексей Яковлевич не обижался: "Ой, действительно, я тут заговорился..."

Он был очень контактный и на экране, и в жизни. Да, контактный - это слово лучше всего определяет суть Алексея Яковлевича.

А вот во время застолья он вел себя скромно, пить не любил, так, пригубит одну-две рюмки, и все. Потом отмахивался - мол, не приставайте. Его супруга рассказывала, что популярность Алексея Яковлевича была просто сумасшедшей, поклонницы добывали откуда-то номер телефона, объяснялись в любви. Письма приходили и к нам на студию - мешками. Были, конечно, и нормальные - с вопросами о кино, просьбами рассказать об артистах. Но были и такие, в которых просили материальной помощи или содействия. Алексей Яковлевич, насколько мог, пытался помочь, порой в ущерб собственному времени и делам.

Что мне еще в нем нравилось - это нежнейшие отношения с Юлией Владимировной. Вот это была любовь... О его прежней личной жизни мы почти ничего не знали. И не спрашивали, как-то не принято было. А сам Алексей Яковлевич ничего нам не рассказывал. Ни о своей жизни в лагере, а уж тем более о своем романе с дочкой Сталина. Для нас важнее было, что он автор сценариев "Полосатого рейса" и "Человека-амфибии" - популярнейших фильмов 1960-х..."
Из "Кинопанорамы" Алексей Яковлевич ушел в 1972 году, и об этом времени Ксения Борисовна вспоминать не любит. Разрыв с духовно близким человеком всегда проходит болезненно. Единственно, о чем она жалеет сегодня, что не осталось в ее архиве совместных фотографий с Алексеем Яковлевичем. Телевизионщики взяли, потом так и не вернули. "Замотались,- говорит Ксения Борисовна, - телевидение - суетное дело".

А Алексей Яковлевич последние годы жизни хотел прожить без уже утомляющей суеты. Он хотел писать. Стремился к этому всю свою жизнь, иначе стал бы актером или режиссером. Его творческая жизнь началась с самодеятельного театра в первые годы революции, потом он снимался в кино, ассистировал на Киевской киностудии Александру Довженко. Но выбрал для себя путь сценариста. Часть фильмов, сценарии к которым писал Алексей Яковлевич Каплер, уже упомянута в тексте. Для полной картины неоценимого его вклада в наш кинематограф добавлю еще "Три товарища" (1935) и "Она защищает Родину" (1943).

Алексей Яковлевич ушел из жизни 11 сентября 1979 года в Москве, за месяц до своего 75-летия. Похоронен в маленьком городке Старый Крым на Украине.

Комментарии
Прямой эфир