Каркнул ворон: "Никогда!"


В американском Балтиморе состоялись пышные похороны Эдгара Аллана По - поэта и писателя, 200-летие со дня рождения и 160-летие со дня кончины которого отмечаются в этом году.
Эдгар По умер 7 октября 1849 года, и его похоронили в спешке и без огласки. Почитатели таланта писателя исправили историческую несправедливость: муляж тела По провезли в карете от его балтиморского пристанища на Эмити-стрит до Вестминстерского кладбища, где состоялось торжественное погребение.
Он мог оставаться балованным сынком своих разбогатевших приемных родителей, а стал скитальцем, бродягой, социальным призраком. Одержимый страхом быть погребенным заживо, нашел способ преодоления этого кошмара в писательском ремесле. Эдгар По все свои поэтические и прозаические приемы объяснял сугубо рационально. Он мистик без мистики. Его влечет все таинственное и роковое, но ничего таинственного и рокового он не находит. Всюду включается разум, и появляется ключ к тайне.
Однако все реалистические объяснения забываются сразу же после прочтения, а поэтические образы остаются. Будь то погребальный колокол, маятник, опускающийся все ниже и со свистом рассекающий осужденного узника, или черный ворон. Да и "черный воронок" обязан своим названием балладе "безумного Эдгара". Ворон, прокаркавший "невермор", - это, конечно, не гордый буревестник, "черной молнии подобный" - еще одна детская страшилка на ночь, где одинокий страдалец оказывается лицом к лицу с судьбой.
Казалось бы, в России - с нашим культом всеобщности и религиозной верой в колхоз, коллектив, собрание и собор - этот писатель никак проходить не должен. А он популярен. Вроде бы нас и удивить-то ничем нельзя, а Эдгара По не забывают. Он свой, родной, близкий и всем знакомый, давно уже не литературный, не исторический, а сегодняшний и настоящий. Творчество он считал посланием, вложенным в бутылку и брошенным в океан с тонущего корабля. Послание кому? В данном случае нам. Оно гласит: из любой безвыходной ситуации выход есть.