Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В ЕП предупредили о последствиях для ЕС из-за ответа Трампу на пошлины
Спорт
ХК «Колорадо» одержал победу над «Вашингтоном» в матче НХЛ со счетом 5:2
Экономика
В РАН назвали главные угрозы внедрения ИИ в финансовой сфере
Мир
В Турции могут изменить правила системы «всё включено» в отелях
Мир
Евродепутат от Болгарии оценил шансы партии президента страны на выборах
Мир
Bloomberg сообщило о возможности Европы использовать активы США
Общество
В ЛДПР предложили ограничить рост тарифов ЖКХ уровнем инфляции
Мир
Разведсамолет ВМС США выполнил полет над Черным морем в сторону Сочи
Мир
Офис Орбана обвинил Брюссель в подготовке к ядерной войне
Наука и техника
Ученые восстановили историю растительности Камчатки за 5 тыс. лет
Мир
Ким Чен Ын снял с поста вице-премьера КНДР Ян Сын Хо на публичной церемонии
Общество
В КПРФ предложили повысить до 45% налоговую ставку на доходы свыше 50 млн рублей
Общество
Камчатка попросит федеральную помощь для ликвидации последствий циклона
Мир
Политолог Колташов назвал Гренландию платой ЕС за обман США
Общество
УК могут оштрафовать до 300 тыс. рублей за несвоевременную уборку снега
Экономика
В России было ликвидировано 35,4 тыс. предприятий общепита за 2025 год
Общество
Синоптики спрогнозировали гололедицу и до –4 градусов в Москве 20 января

Третья попытка

Этот монтаж объясняет причудливую интригу, завязавшуюся вокруг Дня мира-3. Приближалось 27 сентября 1985 года. Я тогда, временно покинув "Известия", работал в газете "Советская Россия" при редакторе-реформаторе Михаиле Федоровиче Ненашеве. Бывший "россиянин", а на тот момент главный редактор "Известий" Иван Дмитриевич Лаптев не рискнул продолжить дело Горького-Аджубея. А так и не ставший известинцем Ненашев (хотя одно время слухи о его назначении в "Известия" ходили по журналистской Москве) живо откликнулся на предложение поддержать славную традицию
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Этот монтаж объясняет причудливую интригу, завязавшуюся вокруг Дня мира-3. Приближалось 27 сентября 1985 года. Я тогда, временно покинув "Известия", работал в газете "Советская Россия" при редакторе-реформаторе Михаиле Федоровиче Ненашеве. Бывший "россиянин", а на тот момент главный редактор "Известий" Иван Дмитриевич Лаптев не рискнул продолжить дело Горького-Аджубея. А так и не ставший известинцем Ненашев (хотя одно время слухи о его назначении в "Известия" ходили по журналистской Москве) живо откликнулся на предложение поддержать славную традицию.

Все произошло буднично просто. Об идее Дня мира-3 мне напомнил коллега и друг, известинец Анатолий Данилевич. Я "принес" ее Ненашеву, положив ему на стол книгу "День мира"-2. Он полистал солидный фолиант и задумчиво произнес: "Книгу не потянем - силенок маловато. А номер сдюжим..." И дал добро на целевой номер. Принял он и предложение, чтобы статью "День мира" в популярной рубрике газеты "Размышления публициста" написал Алексей Аджубей. Это было смелое решение: 20-летнее табу на имя Аджубея в печати еще никто не отменял, а тут - подписная передовая в газете-органе ЦК КПСС! Ненашев прекрасно понимал, какой резонанс могут вызвать и эта передовая, и целевой номер в развитие аджубеевской инициативы. Но кто, как не Аджубей, должен был поведать миллионам современных читателей историю Дня мира! И что по сравнению с торжеством этой исторической справедливости - возможное недовольство высоких партийных бонз! Но это было начало перестройки, ветры перемен вселяли надежды...

"Как бы ни были мы подчинены текучке будней, - писал в передовой Аджубей, - и как бы эти трудовые будни ни подчиняли нас своему ритму и задачам, человеку хочется остановиться на миг, оглядеться, увидеть землю и все, что создано на ней, не с "общих высот", а близко, подробно, в красках, значениях, в лицах".

Алексей Иванович дал нам камертон номера. В мою бригаду вошел тогда начинавший свою дорогу в журналистике Артем Боровик. Он подготовил международную часть номера, организовал статью Джеймса Олдриджа. Главный публицистический материал - "Время, вперед!" - мы заказали известинцу Мэлору Стуруа. Разыскали героя книги "День мира"-2, родившегося в Москве в ночь на 27 сентября 1960 года, и взяли интервью у 25-летнего Максима Перова, инженера научного совета АН СССР по комплексной программе "Кибернетика". В подготовке номера нам дружно помогли коллеги из ТАСС, АПН, "Известий", "Комсомольской правды".

...Деталь времени: перед подписанием номера с передовой Аджубея Ненашев позвонил на Старую площадь, в ЦК партии - вроде бы для подстраховки, - позвав меня в свидетели. "Кремлевка" упорно молчала. Лишь выйдя из кабинета, я понял эту маленькую хитрость: он звонил в обеденный перерыв.

А спустя некоторое время произошла странная вещь. Книга "День мира"-3 все-таки вышла. Такой же солидный том, что и предыдущий, сделанный по его "колодке". Но объектом журналистского исследования стало... 23 октября 1986 года, объявленного ООН Международным годом мира. Кроме того, в этот день в 1917 году на заседании ЦК РСДРП(б) была принята резолюция о вооруженном воссстании. Так что даже в выбор даты была заложена некая политическая заданность. В предисловии к книге ее издатели сослались на выступление Максима Горького на первом Всесоюзном съезде писателей, когда он-де сказал, что неважно, каким будет избранный День мира - 25 сентября, 7 октября или 15 декабря, главное, чтобы это был обычный, рядовой день. Апээновцы выпустили добротную книгу. Но был нарушен главный хронологический принцип, что снизило пропагандистский эффект, и книга прошла практически незамеченной. До 27 сентября 2010-го, Дня мира-4, - немногим меньше года. Вполне достаточно времени, чтобы исправить допущенную оплошность и восстановить справедливость.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир