Куда зАйТи учиться?
Предшествующие кризису два-три года показали: дефицит кадров в ИТ-отрасли становился масштабнее, а зарплаты увеличивались темпами, которые опережали рост бизнеса. Экономические потрясения остудили рынок, и до точки кипения, по признанию экспертов, он дойдет нескоро. Сейчас специалистам, чтобы выделить свое резюме на рынке, недостаточно лишь красиво отразить опыт работы. Сертификаты, "корочки" дополнительного образования, MBA - все эти инструменты самопродвижения в ходу на рынке ИТ-персонала.
Диплом о высшем образовании - документ, который подтверждает знания, но не навыки. Индустрия ИТ убеждается в этом ежедневно и констатирует проблему: люди есть, а опыта не хватает. "Специалистов, нанятых на внешнем рынке, приходится дополнительно обучать, - объясняет Алексей Романовский, руководитель службы по работе с персоналом ABBYY. - Обычно это занимает 3-4 месяца, а реальную пользу новый сотрудник начинает приносить не раньше, чем через полгода".
Но работодатели уже поймали образовательную тенденцию - готовить персонал "под себя". Например, ABBYY, опираясь на собственную научную базу, три года назад открыла кафедру распознавания изображений и обработки текста на факультете инноваций и высоких технологий МФТИ, куда принимаются студенты в бакалавриат и магистратуру, причем на бюджетной основе. Старшекурсники учатся, одновременно работают с частичной занятостью, а с последнего курса полноценно трудятся в штате. Учебные аудитории кафедры располагаются на территории компании, чтобы студенты не тратили много времени и сил на дорогу. Это позволяет студентам и хорошо учиться, и эффективно работать. А компании ABBYY - пожинать плоды эффективного сотрудничества с вузом, получая молодых специалистов "под ключ".
Специализированную программу, ориентированную на выпускников вузов и молодых специалистов с начальных опытом работы, реализуют в стенах компании Microsoft. "В рамках программы Microsoft Academy for College hires до 30% времени уходит на обучение, остальное - это полноценная работа, за которую человек получает зарплату и все льготы, предоставляемые компанией своим сотрудникам", - детализирует HR-директор Владимир Химаныч.
Не отстает и компания Hewlett-Packard, которая позаботилась о молодежи. 18 сентября этого года на базе Московской международной высшей школы бизнеса "МИРБИС" был открыт Учебный центр развития малого предпринимательства HP-ORT "GET-IT" (Graduate Entrepreneurship Training through IT). Его программа направлена на развитие у молодых предпринимателей ИТ-навыков, необходимых для создания и ведения собственного бизнеса. Компания Oracle тоже не осталась в стороне от образовательных инициатив. Одной из ключевых программ стала Oracle Academy, в рамках которой университеты получают доступ к ее учебным ресурсам на льготных условиях. При этом в компании признают: в настоящий момент привлекать молодых специалистов не так актуально, Oracle ищет уже сотрудников с опытом в той или иной области.
Все глобальные вендоры стремятся - и это у них, надо признать, получается - отдавать свои технологии в руки специалистов, чьи навыки не вызывают ни малейших сомнений. Редкий труженик индустрии высоких технологий не стремится обзавестись портфелем сертификатов. Это - "знак качества", который может существенно повлиять на стартовую зарплату ИТ-специалиста. По признаниям представителей Cisco, в некоторых случаях разница может составлять 10-30%.
Согласно отчету международной аналитической компании IDC, уже к 2012 году мировой экономике потребуется около 3 млн сетевых профессионалов. Компания Cisco развивает свою программу сетевых академий, которая предлагает в этой сфере три уровня сертификации - "Специалист" (Associate), "Профессионал" (Professional) и "Эксперт" (Expert, CCIE). Кроме того, с января 2010 года компания будет тренировать и оценивать архитектурные навыки сетевых инженеров, присваивая им статус Cisco Certified Architect (сертифицированный компанией Cisco архитектор). Свои сертификации проводят и Mircosoft, SAP, Oracle и другие IT-бренды.
В ряду образовательных программ, с помощью которых специалист может повысить свою стоимость на рынке, особняком стоит заветная для многих аббревиатура MBA. Владимир Химаныч из Microsoft не склонен переоценивать значение диплома мастера делового администрирования, но признает, что MBA дает качественный толчок в развитии профессиональных компетенций. Так что у специализированных MBA-программ есть свое светлое настоящее и будущее. Ведь рынку нужны не просто "информационщики", а руководящие кадры, которые, по словам консультанта "ЭКОПСИ консалтинг" Дмитрия Волощука, совмещают "бизнес-потребности и ИТ-технологии".