Почем нынче МВА

Как известно, кто платит, тот и заказывает музыку. В условиях мирового финансового кризиса бюджет компаний на обучение сотрудников сократился на 50-70% по сравнению с докризисными показателями, а руководители бизнес-школ отмечают, что в основном за свое обучение слушатели МВА теперь платят самостоятельно. Поскольку клиент "сменил лицо", многим школам пришлось основательно подкорректировать свою маркетинговую политику.
В этому году цены на качественное обучение в ведущих бизнес-школах остались на уровне прошлого года. Причем школы, предлагающие высокое качество образования, о возможном снижении стоимости обучения в будущем даже не говорят. "Невысокая цена не может гарантировать хорошего качества обучения. Значительная часть наших преподавателей - это специалисты ведущих международных бизнес-школ, многим приходится делать перелеты. Кроме того, сами студенты будут изучать кейсы иностранных компаний в Китае, Бразилии, США. Понятно, что все это стоит денег", - отмечает Андрей Волков, ректор Московской школы управления "Сколково". С ним согласен Леонид Евенко, д.э.н., проф., ректор Высшей школы международного бизнеса АНХ при правительстве Российской Федерации, президент Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО): "Снизить стоимость обучения и привлечь менее обеспеченные слои - характерно для школ с очень невысокими амбициями".
Тем не менее в ВШМБ АНХ обучение на программе Full-Time MBA стоит 580 000 рублей, в то время как в "Сколково" та же программа обойдется уже в 50 000 евро. Согласитесь, немало в условиях кризиса. Правда, в цену уже заложены все необходимые для обучения материалы курса (учебники + кейсы), проживание на кампусе и во время поездок за рубеж, перелеты в Индию, Китай и Соединенные Штаты, а также ноутбук.
Поскольку спрос все-таки падает, а количество слушателей неумолимо сокращается, школы активно предоставляют скидки и рассрочки. "В новых условиях потенциальные слушатели при выборе программы обучения уже обращают внимание не только на специализации, уровень престижа школы, но и на цену. А ведь совсем недавно мы считали, что спрос на образовательную услугу неэластичен по цене", - говорит Ольга Андреева, декан факультета профессиональных программ ГОУ ВПО Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития. В такой ситуации дорогие бизнес-школы начали предоставлять существенные скидки, доходящие до 25-30%. Однако Леонид Евенко считает, что возможность предоставлять скидки есть лишь у школ, которые набирают много слушателей и имеют разнообразные, разветвленные программы ("МИРБИС", ВШМБ, ИБДА и др.).
Обычно базовая стоимость программ МВА составляет 20-30 тыс. долл., объявленная первоначально в рублях, но далее предлагаются скидки до 15% в зависимости от периода и срока оплаты. Если учесть, насколько снизился курс рубля за год, суммарная скидка сегодня может составить 25-30% от цены программы на начало 2009 года.
Основные игроки рынка бизнес-образования твердят о том, что очевидная дешевизна программ свидетельствует лишь об их низком качестве. И если школа значительно снизила цены по сравнению с 2008 г., "прикрываясь" наступлением кризиса, это должно насторожить. Действительно ли это так или имеет место профессиональный сговор с целью удержания высоких цен на бизнес-образование, в конечном итоге узнает слушатель. Однако доводы в пользу первых убедительны. "Между стоимостью программ и их качеством есть определенная корреляция, - подчеркивает декан факультета стратегического управления Института бизнеса и делового администрирования АНХ при правительстве Российской Федерации д.э.н., профессор Александр Чеканский. - Дешевизна программы однозначно указывает на ее низкое качество. У дешевой программы нет средств, чтобы нанимать хороших преподавателей. Высокие цены дают возможность обеспечивать высокое качество обучения, но, разумеется, сами по себе высокие цены еще не свидетельствуют о нужном уровне качества учебных программ".
Подтвердить высокий уровень бизнес-школы помимо высоких цен может наличие конкурса при поступлении. Это означает, что программа пользуется большим спросом, а значит, ее рейтинг действительно высок и отзывы о ней, прежде всего ее выпускников, достаточно позитивны. Также конкурс позволяет отобрать самых толковых и способных слушателей, а это само по себе повышает уровень обучения, подытоживает профессор.
Принципиально важно, что на российском рынке бизнес-образования произошла ценовая сегментация при позиционировании школ. На рынке выделились школы-лидеры, которые в 2-3 раза по цене на MBA опережают всех остальных. Но их немного. В России больше 50 бизнес-школ реализуют программу MBA, хотя более 90 получили такое формальное право с выдачей дипломов государственного образца. И только 8 из 50 школ имеют аккредитацию Ассоциации МВА, что является во всем мире входным билетом в число квалифицированных бизнес-школ. Кстати, последние не гонятся за сумасшедшими прибылями - для них характерен диапазон цен в 20-25 тыс. евро за программу.