"Ансат" долетит до Китая

Производство компонентов легкого многоцелевого вертолета "Ансат", разработанного Казанским вертолетным заводом (КВЗ), может быть развернуто в Китае. Сейчас ведутся переговоры о создании совместного с китайскими партнерами предприятия, которое займется выпуском комплектующих, а также окончательной сборкой новой винтокрылой машины.
Об "Ансате" впервые заговорили в 1995 году. КВЗ удивил тогда многих тем, что смог в заводском конструкторском бюро разработать принципиально новую машину - легкую и многоцелевую. Прежде в истории российской авиации серийный завод этим не отличался.
Всего с начала реализации проекта КВЗ инвестировал в "Ансат" более $80 миллионов собственных средств. Столь значительные затраты оттянули начало испытаний и производства нового вертолета. Только в 2002 году было получено заключение по летному ресурсу, подтверждены заявленные летно-технические характеристики, а осенью 2003 года КВЗ начал сертификационные испытания "Ансата".
На первых порах единственным недостатком "Ансата" были плохо закрепленные двери. В 2001 году, когда в Казани устроили демонстрационный полет для тогдашнего министра обороны Сергея Иванова, случился казус: у вертолета отвалилась дверца. Такого, заверяют на КВЗ, больше не случится.
К началу нынешнего года вертолетостроители выпустили более 20 "Ансатов". Пять из них проданы в Южную Корею. Предполагается наладить ежегодное производство 10-15 вертолетов, а в дальнейшем увеличить выпуск до 25 вертолетов в год.
А теперь еще планируется создать совместное российско-китайское предприятие в Поднебесной. Для этого выбрана самая экономически развитая и финансово-состоятельная провинция Китая - Гуанчжоу. Расположенная там технико-экономическая зона освобождает своих резидентов от налоговых платежей и операционных тарифов на три года, а также понижает арендный тариф для производственно-хозяйственных помещений. В ходе недавнего рабочего визита в Китайскую народную республику первого вице- премьера Татарстана Бориса Павлова был подписан меморандум о взаимопонимании с руководством этой зоны. Стороны намерены создать рабочую группу из представителей китайской промышленности, Татарстана, холдинга "Вертолеты России" и Казанского вертолетного завода, которая будет прорабатывать проект совместного предприятия.
Пока КВЗ не поставляет вертолеты в Китай, но его представители отметили, что есть огромный потенциальный рынок для реализации винтокрылых машин не только в их стране, но и во всем Азиатском регионе.
Вертолет оказался легким на подъем
"Ансат" переводится с татарского как "легкий, простой". И действительно управляется эта винтокрылая машина одним пилотом. Число пассажиров может доходить до девяти. Этот вертолет экономичен как автомобиль: расход топлива у него на километр полета менее литра. "Ансат" перевозит внутри кабины одну тонну груза, а на внешней подвеске - груз массой 1,3 тонны. Крейсерская скорость полета - 250 км/час. Вертолет может использоваться в транспортном, пассажирском, административном, санитарном, аварийно-спасательном, учебно-тренировочном, патрульном вариантах. Выпускается первая партия учебно-тренировочной модели "Ансат-У" для Министерства обороны РФ. К концу нынешнего года планируется получить на новинку международный сертификат.