Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
В Бразилии начали проверку после сообщений о минировании посольства России
Экономика
Число вакансий с подработками перед майскими праздниками выросло в 1,5 раза
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Мир
Франция создает проблемы российским дипломатам с выдачей виз
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Гуцул пригласила президента и премьера Молдавии на День гагаузского языка
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Мир
Die Welt узнала о причинах отказа Украины от заключения мира в Стамбуле
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
В Госдуме предложили запретить организацию обращения криптовалют в РФ
Мир
МИД Польши раскритиковал Дуду за заявление о ядерном оружии
Мир
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА

Доктор экономических наук, вице-президент РАЕН, академик РАСН Юрий Гусев: "России нужен новый национальный бренд"

В недавнем обращении Дмитрий Медведев обозначил главную на сегодня задачу - изменить сложившуюся в экономике ситуацию. Доктор экономических наук Юрий Гусев уверен, что "развитие экономики должно идти сразу в двух направлениях: кластеризация ее высокоинтеллектуального сегмента и глубокое реформирование финансового сектора"
0
Доктор экономических наук, вице-президент РАЕН, академик РАСН Юрий Гусев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В недавнем обращении Дмитрий Медведев обозначил главную на сегодня задачу - изменить сложившуюся в экономике ситуацию. Доктор экономических наук Юрий Гусев уверен, что "развитие экономики должно идти сразу в двух направлениях: кластеризация ее высокоинтеллектуального сегмента и глубокое реформирование финансового сектора".

Финансовый кризис обострил скрытые и явные проблемы в мировой экономике. В истории ему нет равных: происходят смена парадигмы, глобальные структурные сдвиги и кардинальная перестройка мирового экономического правопорядка. В изменяющемся мироустройстве усиленно ведутся поиски в нем места России.

В "Глобальном обзоре конкурентоспособности "Global Competitiveness Report" Всемирного экономического форума, рейтингом которого учитывалась конкурентоспособность 133 стран, Россия опустилась с 51-го на 63-е место, оказавшись единственной из стран BRIC, которая ухудшила показатели конкурентоспособности, а значит, оказалась наименее защищена от глобальных шоков мирового рынка. Даже среди стран СНГ падение экономики России оказалось самое низкое - 11% ВВП, и причина, очевидно, не только в резком снижении цен на нефть (в "нефтяном" Бахрейне, например, падение ВВП составило только 2%). Почему же мировой финансовый кризис оставил такой глубокий след на экономике России? Частично на этот вопрос ответил сам президент России, отметив в своем обращении: "20 лет бурных преобразований так и не избавили нашу страну от сырьевой зависимости..."

Действительно, рост российской экономики в последние годы был во многом связан с ростом мировых цен на сырьевые товары и энергоносители. При этом реализовать возможности, которые давал благоприятный докризисный период, так и не удалось, поэтому Россия, как и остальные экспортеры, поставляющие развитым странам сырьевые ресурсы, пострадала гораздо больше, чем страны, выполняющие функции аутсорсинга их технологического производства. Кроме того, к началу 2008 г. страна практически исчерпала советский "инфраструктурный задел".

В результате к мировому кризису Россия подошла с серьезным отставанием в технологическом плане, с несоответствующим мировому уровню законодательством, неэффективной системой налогообложения и дефицитом долгосрочных финансовых ресурсов, с финансовым сектором, не способным в докризисный период обеспечить приток инвестиций, достаточный для развития постиндустриальных секторов экономики, а в кризисный - противостоять глобальным шокам.

Что может предпринять государство?

Предлагается в качестве вектора государственной политики на ближайшее время определить два основных направления: кластеризация высокоинтеллектуального сегмента экономики и глубокое реформирование ее финансового сектора.

В мировом распределении труда зачастую конкурируют не сами товары, качество которых находится примерно на одном уровне, а предприятия, и как следствие, основное конкурентное преимущество находится в сфере снижения издержек при производстве и реализации продукции. При этом существенным резервом повышения эффективности экономики является организационный фактор, связанный с объединением отраслевых и территориальных производителей товаров и услуг, при котором участником конкурентной борьбы на рынке выступает не отдельная компания, а производственный комплекс - кластер. Участники кластера не конкурируют между собой, а дополняют друг друга, а государственные и частные инвестиции, направленные на улучшение условий функционирования кластера, приносят пользу всем объединенным в него структурам.

Известно, что во многих странах мира необходимость кластеризации признана ключевым условием развития экономики. Ярким примером государственного подхода кластерной организации экономики является Норвегия. Находясь в схожих с Россией климатических условиях, эта страна сумела добиться самых высоких рейтинговых показателей практически по всем параметрам. Кластеризация охватила такие отрасли, как транспорт, энергетика, машиностроение, электроника, биотехнологии и биоресурсы. По сути, те отрасли, которые и предлагаются президентом в качестве стратегических векторов экономической модернизации страны.

Для решения задач формирования конкурентоспособной экономики в России требуется большая активность государства в создании условий для функционирования самоорганизующихся экономических систем. И кластеры являются наиболее теоретически проработанными и прошедшими экспериментальную проверку способами решения этой задачи, но только если государство выступит в качестве "коагулятора" их формирования, устанавливая "правила игры" как для государственного сектора, так и для частных компаний.

Современная модель мирового развития предопределила ситуацию, при которой развитые страны импортируют основные товары и капиталы развивающихся экономик, а экспортируют финансовые услуги.

Россия в силу ряда обстоятельств, таких как климатические условия, огромные просторы и низкая производительность труда, не способна производить ряд конкурентных дешевых товаров, как многие развивающиеся (прежде всего азиатские) экономики, но при этом из-за отсутствия мощной финансовой индустрии не в состоянии и экспортировать финансовые услуги, как развитые страны. Понимая негативные последствия такой ситуации, правительство предпринимает конкретные меры: принята Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, разработан проект Концепции создания в России международного финансового центра.

Однако в утвержденном в июле т.г. "Плане мероприятий по созданию финансового центра" отсутствуют ключевые для финансовой индустрии мероприятия: по формированию единой вртикально-интегрированной инфраструктуры фондового рынка и национальной системы долгосрочного финансирования, увеличению капитализации финансовых инфраструктурных институтов и консолидации российских бирж, совершенствованию процессов регулирования и созданию нефинансовых инфраструктурных атрибутов, а также и многое другое, без чего эффективное функционирование МФЦ окажется просто невозможным. Не нашлось в "Плане" места для мероприятий по формированию общего финансового пространства стран СНГ.

В условиях крайней разбалансированности национальной экономики требуются конкретные осознанные действия по глубокому реформированию финансовой индустрии в России, предусматривающие правовую, судебную, налоговую и регулятивную реформу, создание высококапитализированных инфраструктурных институтов финансового рынка, формирование вертикально-интегрированных связей между ними, вовлечение в финансовый оборот ресурсов населения, бизнеса и государства, а также масштабную капитализацию нефинансовых активов страны. Ключевая роль в этом процессе должна быть отведена Международному финансовому центру (МФЦ), создаваемому в Москве в соответствии с предложенным президентом России планом реформирования мировой финансовой системы.

Очевидно, что создавать МФЦ необходимо в форме финансового кластера - объединенных в группу взаимоувязанных в процессе создания финансовых продуктов компаний: бирж, финансовых, инвестиционных, страховых, консалтинговых и других специализированных профильных институтов, оперирующих потоками трансграничного капитала в особом правовом поле и размещенных на ограниченной территории, обеспеченной инновационными элементами производственной, технологической, социальной, инженерной, транспортной и рекреационной инфраструктур.

Для проведения скоординированной государственной политики в области регулирования финансовых рынков и институтов (банковских, страховых, коллективных инвестиций, брокерских/дилерских организаций), выработки общей стратегии и осуществления надзора необходимо создать отдельный федеральный орган исполнительной власти - Кабинет правительства по финансовому регулированию (или иной аналогичный уполномоченный орган), в который должны войти руководители ведомств, отвечающих за вопросы финансового регулирования (Минфин, Минэкономразвития, Центральный банк, ФАС). Указанный Кабинет должен быть подчинен непосредственно руководству страны. Создание единого регулятора особенно важно в свете дискредитации произошедшим мировым финансовым кризисом идеи "саморегулируемого" рынка.

Три "нет" современной экономики

России, чтобы не стать аутсайдером на мировом рынке распределения труда, осталось очень мало времени, продолжающееся ухудшение конкурентоспособности страны в мировом масштабе чревато угрозами для национальной экономической безопасности. В этих условиях государству понадобится политическая воля для принятия нестандартного решения, выраженного в трех отказах от действий, предпринимаемых в настоящее время.

Во-первых, это отказ от попыток реформирования правового поля, налоговой и регулятивной систем, путем принятия многочисленных разрозненных законов и подзаконных актов, в пользу введения единого пакета законодательных инициатив.

Действующие российские законы несовершенны и зачастую противоречивы, не вполне адекватны в отношении практики работы на финансовых рынках и далеки от мировых финансовых процессов. Российское законодательство, основанное на романо-германской системе права, очень сегментировано, отсутствуют четкий порядок и единая трактовка налогообложения финансовых услуг, отсутствует сводный стандарт требований по всей финансовой системе и многое другое, по сути исключающее прорыв России в мировое финансовое пространство. Проводимые в настоящее время законодательные инициативы не затрагивают основные недостатки системы и рассчитаны прежде всего на правовую корректировку уже сформировавшейся неэффективной, плохо структурированной недокапитализированной финансовой индустрии.

В России отсутствует единый сводный нормативно-правовой акт (кодекс) в области финансового права, который восполняется огромным количеством нормативных документов в виде постановлений, распоряжений, инструкций и даже телеграмм, что делает российскую систему права крайне запутанной, неповоротливой и не гибкой, особенно для иностранного инвестора.

Проблему правового поля для функционирования МФЦ может решить принятие сводного кодекса в области финансового права, который будет содержать в себе, с одной стороны, основополагающие нормы права - жесткий каркас нормативно-правового регулирования, а с другой - диспозитивное пространство, где многое будет зависеть от практического применения этих принципов со стороны регулятора и специально создаваемого финансового суда. Необходимость создания специализированного арбитражного суда продиктована ограничениями существующей судебной системы по быстрому и эффективному разрешению конфликтов в финансовой сфере и требованиями особой подготовки судей, разрешающих финансовые и корпоративные споры.

Во-вторых, это отказ от попыток модернизировать сложившуюся территориально рассредоточенную национальную финансовую индустрию, не имеющую вертикально-интегрированных расчетных, депозитарных и клиринговых систем связей со слабо капитализированными и технологически оснащенными частными инфраструктурными институтами финансового рынка в пользу создания нового международного центра в организационной форме финансового кластера (МФК).

В настоящее время в России функционируют две ведущие фондовые биржевые группы - ММВБ и РТС - в Москве и большое количество региональных бирж. В большинстве развитых стран еще в конце прошлого века осталось по одной фондовой бирже, а в начале этого произошла целая серия трансграничных слияний и объединений, в результате чего сложились интернациональные биржевые группы. В качестве примера можно привести крупнейшего оператора северных бирж OMX: в его структуру входят семь ведущих национальных бирж Швеции, Финляндии, Дании, Эстонии, Латвии, Литвы и Исландии.

Национальные финансовые инфраструктурные институты не имеют централизованной системы учета прав на ценные бумаги, обращающиеся на организованном рынке, а расчетные депозитарии не соответствует международным критериям. Безотлагательного решения требует вопрос создания единого клирингового центра для обслуживания всех биржевых площадок. К другим проблемам можно отнести явно недостаточную, не соответствующую международным требованиям капитализацию инфраструктурных институтов, отсутствие современных системообразующих информационных технологий (системы биржевой торговли, учета ценных бумаг и взаиморасчетов, управления рисками, подготовки отчетов для клиентов и т.п.).

С учетом сложившейся ситуации в национальной финансовой индустрии поэтапное эволюционное реформирование инфраструктурных институтов финансового рынка потребует несопоставимых усилий и времени, а самое главное, оно будет находиться в прямой зависимости от действий частных инфраструктурных владельцев и их финансовой состоятельности.

Возможно, единственно верным в сложившейся ситуации будет параллельно выстроить на локальной территории в особой юрисдикции всю инфраструктуру финансового рынка, сформировав при участии ведущих мировых консультантов вертикально- интегрированный и высококапитализированный биржевой, информационно-аналитический и организационно-управленческий комплекс, потенциально обладающий огромным инвестиционным и кредитным ресурсом. (Обоснование проекта создания международного финансового кластера "Кремлин-Сити" в настоящее время находится на рассмотрении Минэкономразвития в связи с обращением к президенту России. - "Известия").

Исключив необходимость понуждать действующие финансовые инфраструктурные институты к технологическим новациям, в МФК можно с нуля выстроить современные системы риск-менеджмента, организовать центральный депозитарий, сформировать единый клиринговый центр. Создание МФК обеспечит возможность предоставления локально, в одном месте, широкого спектра инструментов финансового рынка, обеспечивающего инвесторам и реципиентам капитала разнообразие вариантов с точки зрения затрат, риска, прибыли, сроков, ликвидности и контроля, позволит инвесторам обеспечить защиту прав собственности, а государству не допустить манипулирование рынком. Появление эффективной и надежной платежной системы, введение мировых стандартов и технологий биржевой торговли обеспечат интеграцию финансового сектора России в международные рынки и занятие там высоких позиций.

Кроме того, в период выхода из мирового финансового кризиса одной из основных функций МФК должна стать выработка и реализация совместно с другими международными финансовыми организациями и ведущими западными государствами долгосрочной стратегии укрепления и расширения сложившейся в конце ХХ века мировой финансовой системы. Таким образом, МФК призван стать в определенном смысле элементом "большой политики".

В-третьих, это отказ от идеи превращения огромного мегаполиса (каковым является Москва) в Международный финансовый центр как мероприятия крайне дорогостоящего и практически нереализуемого в пользу решения локализовать процесс формирования МФЦ на ограниченной, соответствующей всем необходимым параметрам территории.

Очевидно, что на создание нефинансовых атрибутов, присущих мировому финансовому центру, и устранение имеющихся инфраструктурных проблем могут потребоваться десятилетия и триллионы рублей. Территориальная локализация существенно снижает затраты и упрощают задачу.

МФК предлагается разместить на территории 357-361 квартал западной части Болотного острова напротив Кремля. Указанный участок полностью соответствует всем требуемым параметрам, географически находится на пересечении транспортных путей из всех аэропортов и железнодорожных вокзалов, но при этом не входит в наиболее загруженную часть Москвы, ограниченную Садовым кольцом. Кроме того, статус исторической территории в охранной зоне Кремля, включенной ЮНЕСКО в списки объектов Всемирного наследия, полностью соответствует стратегической задаче создания МФЦ.

Созданием финансового района напротив Кремля, в сочетании с планами развития делового района "Москва-Сити" и организацией между ними высокоскоростных транспортных сообщений, представляется уникальная, единственная в своем роде возможность перешагнуть длительный эволюционный процесс, который прошли мировые финансовые центры, как, например, в Лондоне (Лондонское Сити и Canary Wharf), и выстроить совершенно новый финансовый сектор и кластер, как это реализовано в Дубае (DIFC), сформировав, таким образом, Международный финансовый центр Москвы, а значит, и России.

"Экогород в городе"

Создание МФК на территории 357-361 квартала площадью 42 гектара и заявленные амбициозные цели создания финансового кластера мирового уровня и значения предоставляют уникальную возможность через введение новых градостроительных стандартов (подразумевающих оптимальное сочетание базовых функций - производственной, жилой, рекреационной и широкое применение инновационных экологических решений) создать градообразование будущего - "экогород в городе".

Ключевым фактором любого мирового центра является его транспортная доступность. Программой предлагается реализация Комплексной схемы организации транспортного обеспечения (КСТО), предусматривающей эффективную транспортную доступность к аэропортам, железнодорожным вокзалам, "Москва-Сити". Планируется строительство рокад - "вылетных" без светофорных магистралей, проходящих над существующими железнодорожными путями, и транспортных дублеров основных городских трасс, активное использование подземного пространства при: строительстве развязок и транспортных сообщений под гидросооружением водоотводного канала и Москвы-реки; совмещении автомагистрали к "Москва-Сити" с проектируемой линией метрополитена, строительстве дублера Каменного моста и многое другое. Локальная схема транспортного обеспечения МФК предусматривает создание Personal Rapid Transit (управляемый компьютером вид "легкого метро"), внедрение одностороннего бессветофорного движения, освобождение набережных и внутренних проездов от автомобильного транспорта, внедрение электромобильного транспорта и обустройство выделенных полос (для движения велосипедов, электрокаров, электромопедов). Кроме того, предусматривается строительство продолжения Калининской ветки метро и монорельсовой связи к "Москва-Сити", а также создание системы альтернативного транспорта: организацию вертолетного сообщения, курсирования быстроходного речного транспорта и т.д.

Реализация КСТО позволит не только существенно увеличить пропускную способность транспортной инфраструктуры Москвы, но и снизить существующую нагрузку на центр столицы, несмотря на значительный объем нового строительства объектов Международного финансового кластера "Кремлин-Сити".

Проектом предусматривается инновационное, не имеющее мировых аналогов, автономное инженерное обеспечение всех объектов МФК, основанное на максимальном использовании возобновляемых источников энергии (применение для генерирования энергии экстремальной геотермии, водородных генераторов, солнечной энергии, энергии воды каналов и т.д.).

Освещение внутренних пространств зданий и огромных (в несколько гектаров) подземных площадей предлагается осуществлять посредством подачи естественного света через систему специальных световодов, позволяющих создавать озелененное пространство под землей.

В целях обеспечения эффективной работы финансовых инфраструктурных институтов предполагается проложить по всей территории МФК единую оптико-волоконную связь с программным обеспечением на общей IT-платформе, позволяющую не только внедрить системообразующие финансовые технологии, но и управлять инженерными системами всего комплекса зданий МФК.

Международный финансовый центр в Москве призван стать инфраструктурным "телом" мощной финансовой индустрии, но эффективно функционировать он будет только при наличии полноценной "кровеносной системы" - достаточных по объему финансовых потоков.

Именно сегодня у стран, входящих в различные политические и экономические блоки на постсоветском пространстве, появилась уникальная возможность сформировать конкурентоспособную "полицентрическую сеть" общего финансового пространства, как это реализовано в кантонах Швейцарии.

Финансовая индустрия, пожалуй, единственная из отраслей, которая не только сама по себе является высокодоходной, но и может стать тем локомотивом, который вытянет экономику России из кризиса, обеспечив приток необходимых инвестиционных ресурсов, создав условия для сбалансированного, основанного на инновациях и стабильного в долгосрочной перспективе экономического роста страны.

А России в посткризисный период как воздух нужен новый национальный бренд. Им по праву может стать суперсовременный технологичный финансовый кластер, ассоциирующийся с конкретным "оазисом" высочайшего уровня международного финансового сервиса.

СПРАВКА "ИЗВЕСТИЙ"

Гусев Юрий Николаевич - вице-президент Российской академии естественных наук (РАЕН), доктор экономических наук, член-корреспондент РАЕН, действительный член, академик Российской академии социальных наук (РАСН), действительный член Финансово-банковского совета стран СНГ.

Президент ГК "Корпорация развития территорий" (КРТ).

Был организатором и основным разработчиком Программы социально-экономического и градостроительного развития района "Якиманка", Программы развития 357-361-го кварталов - "Золотой остров", Градостроительной концепции района "Замоскворечье", которые в разное время одобрены и утверждены правительством Москвы. В 1996 году Юрий Гусев лично руководил реализацией совместного российско-французского проекта в области городского информационного обеспечения, реализованного на основе соглашения между мэриями Москвы и Парижа. В зданиях, построенных и реконструированных под руководством Юрия Гусева, в настоящее время размещаются крупнейшие государственные и частные учреждения, такие как Центральный банк РФ, МВД, компании "Транснефть", "ЛУКОЙЛ", Берлинер-банк, КоммерцБанк, Банк Аустрия АГ и другие, есть и международные организации, например представительства Объединения торгово-промышленных палат Германии и Австрии и Европейской комиссии ЕС.

Комментарии
Прямой эфир