Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Атмосфера момента

Два дня в Москве на форуме "Стратегия-2020" ведущие политологи и экономисты страны обсуждали два послания обществу президента - статью "Россия, вперёд!" и выступление на ярославском форуме. Несмотря на то что дискуссия только началась, стало понятно - речь идет о новом этапе формирования взаимоотношений между властью, гражданскими институтами, бизнесом и наукой. Политолог Алексей Чадаев, участник форума "Стратегия-2020", анализирует этот поворот в жизни страны
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Два дня в Москве на форуме "Стратегия-2020" ведущие политологи и экономисты страны обсуждали два послания обществу президента - статью "Россия, вперёд!" и выступление на ярославском форуме. Несмотря на то что дискуссия только началась, стало понятно - речь идет о новом этапе формирования взаимоотношений между властью, гражданскими институтами, бизнесом и наукой. Политолог Алексей Чадаев, участник форума "Стратегия-2020", анализирует этот поворот в жизни страны.

"Осеннее наступление" президента Медведева началось в прошлую пятницу интернет-публикацией его статьи. Далее в понедельник последовало программное президентское выступление на ярославском форуме "Современное государство и глобальная безопасность". Во вторник и в среду - уже в Москве - тему продолжили заседания секций форума "Стратегия-2020".

Что определяет тематический ряд столь богатого на события начала осени? В центре дискуссий - миссия государства, его роль и место в современных посткризисных реалиях.

Секции Форума-2020, проходившие во вторник и в среду в Доме Пашкова в Москве, были посвящены этой проблеме "усложнения России". Политический блок - секция "Наша демократия" - был посвящен задачам развития политсистемы. Экономический - состоявшаяся на следующий день секция "Экономика/Инновации".

Политика усложняется, становится все более "умной" - это одна из центральных мыслей ярославской речи Медведева. Технологизация, профессионализация политики означает в том числе и новый кадровый призыв в нее. Более сложные и высокоразвитые системы требуют изменения организации работы. Это касается всей политической машинерии - государственного аппарата, региональной власти, парламентов, партий, НКО, экспертного сообщества.

Усложнение политсистемы - не самоцель. Оно необходимо для решения стратегических задач, о которых говорится в статье президента. И эти задачи, как выяснилось, трудно решать "штатными" инструментами системы.

О чем речь?

О демократии.

Стало общим местом, что свобода и демократия - это такая штука, которая возникает сама собой - там, где заканчивается диктат государства. И стоит лишь перестать "держать и не пущать", как сами собой возникнут и расцветут разнообразные свободы и гражданские общества.

Такую логику легко проиллюстрировать примером. Для того чтобы в доме появилась горячая вода, надо просто перестать ее запрещать. Прекратит наконец государство ограничивать нашу свободу пользования горячей водой - и тут же к колодцу с коромыслом можно будет не ходить: сами собой появятся трубы, и в них чудесным образом возникнет вода.

Политическая свобода - это вовсе не изначально данное благо, разлитое в атмосферном воздухе. Это благо цивилизационное. Из той же серии, что и свобода перемещения по миру или мгновенной коммуникации с любой его точкой через электронные сети. Свобода позвонить по мобильному телефону человеку, находящемуся за тысячи километров от тебя, - величайшая из свобод, но для своей реализации она требует сложнейшей технологической инфраструктуры, работы тысячи и тысячи профессионалов. То же и с политической свободой.

То же и с инновационной экономикой. Благо? Да, благо, причем сегодня уже жизненно необходимое России для того, чтобы гарантировать собственное будущее. Но это такое благо, которое невозможно ни "запретить", ни "разрешить" указом из Кремля. Его надо попросту создавать - долговременными целенаправленными усилиями большого количества людей и институтов.

Проблема инновационного развития - вовсе не в том, где найти светлые головушки и как внедрить их гениальные идеи. Это куда более жесткая, политическая проблема. Новые технологии одним фактом своего появления изменяют уклад жизни, трансформируя или даже делая ненужными значительные куски технологического уклада. Еще работающего, дееспособного, насыщенного производствами, людьми, капиталами, но уже морально устаревшего. Внедрение инноваций - это всегда в какой-то части ломка системы; и система всей силой инерции сопротивляется ей.

Но ставки высоки. Пять направлений модернизации России, обозначенные президентом, - это в самой ближайшей перспективе пять сотен тысяч новых вакансий, которые займут молодые и амбициозные специалисты. И не только в бизнесе. На секции об инновациях именно бизнес-профессионалы, предприниматели, инвестиционные банкиры и консультанты говорили о необходимости усиления политического аспекта модернизационных инициатив.

Для того чтобы медведевские направления модернизации перестали быть замкнуты в гетто своих профессиональных сред, необходим политический "триггер" (выражение Ольги Дергуновой). И бизнесмены, и политики, встретившиеся за "круглым столом" Форума-2020, в один голос говорили о пропагандистском измерении, об изменении существующего в массовом сознании образа "героев нашего времени".

В нужности этой работы сомнений ни у кого не возникает. Однако вопрос "как?" у участников процесса нередко повисает в воздухе. Атмосфера момента именно такова: оставаться безучастным и бездеятельным нельзя, это путь к поражению. Но никакой "генеральной линии" - единственным источником инициативы, "лицом, принимающим решения" отныне становишься ты сам.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Ольга Дергунова член правления ОАО "Банк ВТБ", модератор секции "Инновации: производство полезных вещей":

"Вопрос в любой из отраслей, будь то ядерная энергетика, будь то биотехнологии, IT или инфраструктура, - это вопрос перехода от создания к последовательному исполнению и внедрению этих технологий, развитию и внедрению в течение достаточно длинного промежутка времени. Как обеспечить преемственность, исполнение и достижение результатов на таком длинном отрезке? Недавно вернулась из Китая, где встречалась с министром науки и технологии этой страны. Встреча происходила в провинциальном городе Далянь - это бывший русский порт Дальний. Министр говорит: "Два года назад мы поставили себе задачу заменить лампы накаливания энергосберегающими. Докладываю: 99% ламп в городе". Есть ли хотя бы один пример стратегического планирования, определения цели и достижения результата хотя бы на 2-летнем отрезке из того, что мы запланировали уже в рамках новой России?"

Вячеслав Никонов Президент фонда "Политика", участник форума "Стратегия-2020", секция "Наша демократия":

"Наш субъект модернизации заинтересован в демократии. У нас тот класс, который представляет собой и бизнес-элиту, и политическую элиту, настроен продемократически, он не хочет быть в зависимости от бюрократов, не хочет быть в зависимости от правоохранителя, не хочет быть в зависимости от бандитов, он хочет свободно реализовывать свой талант. Поэтому я уверен, демократия для нас необходима, чтобы люди захотели сделать нашу страну модернизированной и демократической".

Андрей Воробьев руководитель ЦИК ВПП "Единая Россия", участник форума "Стратегия-2020":

"Как разграничить обязанности между государством, бизнесом и наукой? Этот вопрос не решается разделением на белое, черное и красное. В каких-то отраслях роль государства является доминирующей, где-то просто является регулирующей и очень аккуратно подставляет плечо - как, например, в области биотехнологий. Так происходит во всем мире.

Государство, безусловно, должно всячески поддерживать предпринимательскую инициативу, но и бизнес должен повернуться лицом к государству. Сегодня надо найти паритетные отношения для того, чтобы бизнес развивался, а государство получало от этого выгоду для создания комфортной и качественной жизни в стране".

Комментарии
Прямой эфир