Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Спикер парламента Венгрии подписал документ об одобрении вступления Швеции в НАТО
Мир
Американский подполковник в отставке заявил о необходимости мира с Россией
Армия
Российские войска за сутки улучшили положение на трех направлениях
Мир
ФСЭГ выразил неприятие внедрения потолков цен на газ
Мир
Сийярто заявил об отсутствии у Венгрии нужды в транзите газа через Украину
Общество
В Москве успешно протестировали систему электронного голосования
Мир
Королю Норвегии установили кардиостимулятор после госпитализации в Малайзии
Мир
В Йемене подтвердили затопление атакованного хуситами сухогруза Rubymar
Мир
Лавров заявил об отсутствии серьезных предложений о переговорах с Украиной
Мир
Минобороны ФРГ подтвердило факт перехвата разговора об атаке на Крымский мост
Общество
Умер народный артист России и Украины Валерий Ивченко
Общество
Глобальный марафон «Знание. Первые» открыли на Всемирном фестивале молодежи
Происшествия
Российская ПВО уничтожила украинский беспилотник над Белгородской областью
Общество
Путин объявил Всемирный фестиваль молодежи открытым
Общество
Более 10 тыс. человек за сутки подали заявки на участие в программе «Время героев»

Обнаженка по-советски

Изобразительная эротика заведомо претендует на повышенный к себе интерес, даже без уточнения, кто, что и почему нарисовал. Близкое соседство, почти слияние природной телесности с "плотским грехом" обычно не оставляет публику равнодушной, при этом качество и смысл произведений отступают на второй план. А среди интеллектуалов жанр ню нередко почитается салонным, предназначенным лишь для того, чтобы попусту будоражить чувственность обывателя
0
А.Ливанов "Модель в мастерской" (фрагмент) 1970-е годы
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Непростые отношения русских художников ХХ века с жанром обнаженной натуры рассматривает экспозиция "Ню'n'нью", устроенная галереей "Г.О.С.Т" в выставочном зале "Домик Чехова".

Изобразительная эротика заведомо претендует на повышенный к себе интерес, даже без уточнения, кто, что и почему нарисовал. Близкое соседство, почти слияние природной телесности с "плотским грехом" обычно не оставляет публику равнодушной, при этом качество и смысл произведений отступают на второй план. А среди интеллектуалов жанр ню нередко почитается салонным, предназначенным лишь для того, чтобы попусту будоражить чувственность обывателя.

Разумеется, хватает и салонного подхода к вопросу, и даже простой порнухи, но вообще-то искусство с наготой соотносится сложным образом. Особенно в России последнего столетия, поскольку тут в борьбу традиции с авангардом вмешалась еще и идеология. Никак не выходило, чтобы художник спокойно, без задней мысли и опасений быть неверно понятым запечатлел обнаженную модель. Процесс этот выглядел допустимым на стадии обучения, а вот в самостоятельной карьере сразу возникали сложности - и цензурные, и психологические.

На примере графики ХХ века нынешняя экспозиция берется проследить перипетии жанра. Заголовок выставки можно понимать как игру слов, но устроители вкладывают в него еще и собственное понимание предмета. Коли обнаженка в российском искусстве всегда маргинальна, проходит по истории пунктиром и нагружена разноречивыми смыслами, то и получается, что каждый опыт в этой сфере приобретается как будто заново, с нуля. Никто ни на какую предыдущую традицию не опирается и придумывает "велосипед" собственной конструкции, отчего свежесть взгляда неизбежно сопряжена с наивностью.

Вроде так, да не совсем. Действительно, если в одном пространстве собраны вместе карандашные эскизы знаменитого Владимира Фаворского, тушевые ню не менее знаменитого Владимира Лебедева, размытые акварели Артура Фонвизина, сюрреалистические фантазии Владимира Янкилевского, экстатические видения Бориса Свешникова и многие другие образчики разных стилей, то вывод об автономности персональных "вселенных" сам собой напрашивается. Но едва ли он касается только жанра обнаженки. Взялись бы кураторы за пейзаж или натюрморт - получили бы сходный результат. Пожалуй, пунктиром по нашей недавней истории искусства проходила не только эротика, а и вообще всякая творческая индивидуальность. Ощущая себя внутренне "отдельным" от казенщины, художник был обречен на существование вне мейнстрима - и значит, культивировал свою манеру в определенной изоляции и от предшественников, и от современников. А работа с обнаженной натурой лишь добавляла в эту практику остроты и, может быть, ощущения сопричастности природным стихиям, чего категорически не хватало в заорганизованном обществе.

Сказанное не означает, будто эротика не заслуживает отдельного рассмотрения. Когда толково подобраны работы и авторы, как в нынешнем случае, зрелище не может не быть интригующим. Но регулярно ловишь себя на мысли, что предмет ускользает. Все-таки манера и пластика в художественных произведениях несколько важнее месседжа. Увлекшись изобразительными деталями, рискуешь забыть о наготе человеческого тела как о движущей силе всего предприятия. Не исключено, впрочем, что в этом и состоит урок сравнительного изучения русской эротики.

Комментарии
Прямой эфир