"Не машина, а душа человечья..."
БОРИС АГАПОВ (1899-1973), В "Известиях" - с 1932 по 1947 год, специальный корреспондент
Борис Николаевич Агапов родился в семье чиновника в Петербурге. После смерти отца с пяти лет жил с матерью в Тбилиси. Окончив здешний университет, работал в РОСТА. В 1922 году переехал в Москву. В юности увлекался поэзией конструктивистов - Сельвинский, Инбер, Луговской... Впоследствии их поэтическое кредо - "производственное искусство", "поэтизация науки" - сказалось на журналистских устремлениях Агапова. Он поступил на работу в редакцию газеты "За индустриализацию".
В "Известия" Агапов пришел опытным журналистом с поразительным кругозором - он и философ, и историк, и техник. До войны спецкором газеты объездил и описал многие промышленные новостройки страны - заводы Харьковский тракторный, Златоустовский металлургический, Луганский паровозостроительный... Адреса очерков и репортажей - Днепрогэс, магистраль Донбасс-Москва, канал Москва-Волга, Ферганская долина... В своих материалах Борис Агапов не только воспевал трудовой энтузиазм героев первых пятилеток, но старался проанализировать трудности строительства, искал пути решения технических и социальных проблем.
Особое место в творчестве Агапова заняла научная тематика. В конце 30-х годов он знакомится с директором Института физических проблем академиком Петром Леонидовичем Капицей. Результат знакомства - серия научно-популярных статей: "Турбодетандер", "Гелий II", "Уран-235".
Но пришла военная гроза, и Борис Агапов все четыре военных года пишет в "Известиях" о героических тружениках тыла, объездив многие оборонные предприятия Урала, Поволжья, Западной Сибири. В первые же месяцы войны приехав в район "Второго Баку" (Волжско-Уральский регион), Агапов написал репортаж о секретном авиазаводе: его перевели сюда в конце ноября, а 20 декабря на фронт уже были отправлены первые самолеты...
В эти же годы Агапов написал несколько сценариев к документальным фильмам - о разрушениях войны, о том, как страна поднималась из руин, о возвращении людей в родные места ("Возрождение Сталинграда", "Советская Карелия", "Советская Латвия"...).
После войны Борис Николаевич становится научным обозревателем "Известий", среди его героев, а впоследствии близких знакомых - академики Семенов, Арбузов, Берг... Технический прогресс, вспоминал Агапов, "был темой наших домашних бесед и газетных статей... Большая химия требовала и больших капиталовложений... Помню, до войны было все заграничное. А теперь все - свое... Заводские новаторы пробивали дорогу пластмассам, вопреки скепсису многих специалистов". И дальше: "Я, филолог по образованию и журналист по профессии, выпускал книжки и выступал с докладами о химической промышленности... В том числе в институте пластических масс в Ленинграде. Ученые, прочитав мой очерк, заинтересовались... Решено устроить выставку пластмасс. Я - организатор..."
Тему "научпопа" Борис Агапов продолжает и в документальном кино (фильмы "Атомный флагман", "Мы и солнце"). С 1947 года он переходит на "писательские хлеба", много путешествует, в том числе по странам Европы. Выпускает несколько книг - "Разбирается разум", "Шесть заграниц". В одной из них - "Художник и наука" - размышляет на тему, которая давно волновала его пытливый ум - взаимодействие двух сфер общечеловеческой культуры. Здесь - эссе о Маяковском, Эренбурге, Кольцове, Шагинян, Уткине, Овечкине, Ефимове... В одном из них - знаменательная фраза: "Героем оказывается не машина, а душа и воля человечья...".