Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

От молодого Штирлица до страдающего Мессинга

Предъявив телевизионной аудитории "Идиота", а затем "Ликвидацию", телеканал "Россия" доказал, что и в формате сериала можно подняться до высот актерского и режиссерского мастерства. О том, удастся ли после кризиса удержать эту планку, о запросах публики и о новых сериальных проектах обозревателю "Известий" рассказала главный продюсер службы прайм-тайм сериалов на канале "Россия" Екатерина Ефанова
0
"Пелагия и белый бульдог" - долгожданная премьера по Борису Акунину
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Предъявив телевизионной аудитории "Идиота", а затем "Ликвидацию", телеканал "Россия" доказал, что и в формате сериала можно подняться до высот актерского и режиссерского мастерства. О том, удастся ли после кризиса удержать эту планку, о запросах публики и о новых сериальных проектах обозревателю "Известий" рассказала главный продюсер службы прайм-тайм сериалов на канале "Россия" Екатерина Ефанова.

"Наш канал старается с мистикой не заигрывать"

вопрос: Существуют ли социологические исследования последних месяцев, которые показывают, какие жанры, какие типы программ  предпочитают сейчас телезрители?

ответ: Мы исследуем российскую аудиторию на протяжении последних 10 лет. У канала почти стопроцентное покрытие, поэтому мы считаем, что все население страны - это наши зрители. Поэтому мы изучаем все возрастные группы. Хотя основная наша аудитория это 45 +.

в: Молодежь уходит в интернет?

о: Скажем так, молодежь менее отзывчива на телевидение. Есть такая тенденция: женщина в районе тридцати лет переходит в группу смотрения 45 + . Это не означает, что она внутренне старая. Просто она хочет стабильности. А с мужчинами иначе. Мужчины от 30 до 45 лет присутствуют на всех каналах. Они ищут.

Вообще же сейчас аудитория с больших каналов перераспределяется по более мелким. Это общемировая тенденция, и мы просто идем за ней. Доля 60 сейчас - это обращение президента, эксклюзивные футбольные матчи, в общем - очень редкие моменты. И это нормально. Потому что люди хотят разного.

Однако при этом - в отличие от многих других стран - в нашей стране и богатые, и бедные одинаковы по психотипу. Всей нашей аудитории присуща сострадательность. Все хотят зацепиться за героя и прожить с ним жизнь - поэтому так любят сериалы.

в: В связи с кризисом люди стали меньше ходить в кино. Привело ли это к тому, что они стали больше смотреть кино и сериалов по телевизору?

о: В прошлом году в августе мы проводили исследование, что будет с аудиторией, если кризис случится, - потому что было очевидно, что он случится и лучше заранее подготовиться. И мы поняли, что наша аудитория уже не в первый раз переживает кризис и знает, по какой схеме действовать. Она будет сокращать затраты на развлечения и перебрасывать эту функцию на телевизор, поскольку он в большинстве случаев является бесплатным. В связи с этим зрители будут просить от телевидения историй более качественных. Чтобы сериал был почти как кино.

в: То есть уровня "Ликвидации".

о: Да. Вот у нас будет "Исаев", будет "Вольф Мессинг" - хорошие человеческие истории.

в: Про "Исаева", историю молодого Штирлица, "Известия" уже писали подробно. Теперь я хотела бы вас расспросить про "Мессинга".

о: Сценарий написал Эдуард Володарский. Режиссеры - Валерий Усков и Владимир Краснопольский.

в: Это будет мистическая история?

о: Нет. Это история жизни Вольфа Мессинга. Канал старается с мистикой не заигрывать. Просто элемент тайны присутствует в судьбе любого человека. А Мессинг был человеком очень непростых способностей. Он общался с Гитлером, он общался со Сталиным. Дар его не был для него наградой, скорее - крестом. Как жить, когда ты знаешь больше, чем другие, но изменить ничего не можешь?.. Это вообще наш любимый формат - судьба человека на фоне судьбы страны. Одна из функций, которую мы, наш канал, себе вменяем, - рассказывать людям историю России. У нас на сериалах всегда работают консультанты - чтобы воссоздавались точно и бытовые подробности, и ход событий. Конечно, художественный вымысел допустим - без него кино не снимешь. Но мы стараемся делать так: когда снимается какой-то исторический сериал, мы параллельно делаем еще и документальный фильм о том, как это было на самом деле. А с Мессингом получилась обратная последовательность. Сначала сняли документальный сериал, но оказалось, что материала огромное количество. Тогда возникла идея большой полновесной истории.

в: Когда выйдет "Мессинг"?

о: В этом сезоне. (Сезон на каналах - с сентября по май. - "Известия")  Подробнее я не могу сказать - мы вообще пытаемся точных дат не раскрывать.

в: Опасаетесь контрпрограммирования?

о: Нам кажется, что оно существует.

"Намазавшись кремом, она становится красавицей..."

в: А вы всегда сами инициируете проекты?

о: По-разному. До кризиса было огромное количество производящих компаний, которые приносили на каналы готовый продукт. Потребность в премьерах существовала большая, и у каналов были возможности платить за эти проекты. Мы покупаем и снимаем сериалы исключительно на рекламные деньги, не затрагивая государственных, - это наша принципиальная позиция. А объемы рекламных поступлений снизились. Поэтому сейчас мы включаемся на стадии идеи. Это минимизирует расходы и дает возможность ручной доводки.  

в: А "Пелагия и белый бульдог" по Акунину в постановке Юрия Мороза - тоже ваш продукт?

о: Нет. Это покупка. Сериал сделан очень качественно. Там хорошие актерские работы: Полина Кутепова, Дарья Мороз, Нина Усатова, Александр Феклистов, Максим Матвеев... Это восемь серий, и мы, конечно, постараемся, чтобы выход его стал событием - не так много у нас современных российских авторов, которые делают качественную литературу.

в: Какие еще планируются проекты "сериал типа кино"?

о: Снимается "История летчика" с Маратом Башаровым в главной роли. Это героическая, эпическая история про летчиков в 1990-е. Тогда резались на металлолом самолеты, и вообще все было непросто, и вот, герой Башарова спасает свой самолет, собирает вокруг себя летчиков, и они все вместе пытаются выжить. При этом отказываются от бандитских предложений, вступают в конфликт с губернатором. В общем, история о том, как люди пытаются выжить сами, спасая других. Это вообще функция мужчины - спасать. Женщину, детей, родину... Мы снимаем "Летчика" и во льдах, и в Африке, и во Вьетнаме. Собирались даже делать кино, но из-за кризиса не стали. И это тоже наша большая премьера.

А еще у нас есть история под названием "Крем" - в не совсем обычном для нас формате.

в: "Крем"? О свойствах кремов как химических соединений? Что-то вроде "Воды" и "Плесени"?

о: Нет. Совсем из другой оперы. Люди часто задаются вопросом: что такое красота? Глянец в последнее время навязывает систему поведения, которая на самом деле нам чужда. И в конечном итоге гламурные ценности становятся  разрушительными для личности.

в: Как считают некоторые культурологи, глянец заменил собой идеологический диктат, он тоталитарен по своей сути.

о: Интересная мысль. Так вот, эта система разрушает и семью, потому что при выборе партнера диктует тебе, что человек должен быть красивый, богатый, обеспеченный. А одно лишь это не может быть базисом для семьи. Но в "Креме" все эти мысли подаются в совершенно не нравоучительной форме.

в: А сюжет какой?

о: Девушка, молодая, работает над проблемой красоты. Научный сотрудник. И к ней чудеснейшим образом попадает некий крем. Намазавшись им, она становится красавицей - по всем гламурным стандартам. А вот приносит ли ей это счастье? Еще неизвестно. Главного принца у нас играет Игорь Петренко. Жанр - смесь мелодрамы и комедии. Яркое, броское кино, рассчитанное в том числе и на молодежь.

В прайме люди гораздо больше ценят свое время. Они отрывают его от семьи и в обмен на свое свободное время требуют уровня. Это должна быть очень качественная история и, что принципиально, - очень похожая на жизнь. Идея, что аудитория занизила свои требования, - это ложная идея. Аудитория умная. И сразу распознает подделку даже в красивой обертке. Именно поэтому, несмотря на  кризис, мы пытаемся не снижать качества.

"Звезд в России создает телевидение"

в: А самый, наверное, традиционный телевизионный жанр - детектив - у вас представлен?

о: В этом сезоне у нас будет несколько очень крепких вертикальных детективов. ("Вертикальным" называется сериал, когда серии связаны между собой главными героями, но каждая представляет собой законченный сюжет. - "Известия".) В одном из них сыщика будет играть Леонид Ярмольник.

в: Детективы будут оригинальными или форматными? ("Форматом" в телевизионном мире называется сериал, в основе которого - уже готовый зарубежный продукт, переиначенный на местный лад. Например, "Моя прекрасная няня" и "Не родись красивой". - "Известия".) 

о: Мы форматы не используем. Слишком разный менталитет. То есть ценности человеческие одни, но способы решения жизненных проблем совершенно разные.

в: Мы обсудили наступающий сезон. Поговорим про более глобальные планы. Ходят упорные слухи, что будет экранизироваться роман "Жизнь и судьба" Василия Гроссмана и режиссером станет Сергей Урсуляк.

о: Да, будет экранизироваться. И мы надеемся, что режиссером станет Урсуляк. Уже написан сценарий - Эдуардом Володарским. Собираемся также экранизировать "На солнечной стороне улицы" Дины Рубиной. Сценарий писал Александр Червинский, а режиссерами станут Усков и Краснопольский. Будет сериал "Белая гвардия"...

в: ...Режиссер, насколько я понимаю, Сергей Снежкин.

о: Да. Хотя сейчас еще не та стадия, когда можно окончательно говорить о составе группы. Единственно, что совершенно ясно, - там будут только звезды. В "Белой гвардии", как и в "Идиоте", не может быть проходных образов. Все роли должны играть люди, которые совмещают в себе и медийность, и талант. Кастинг сейчас идет и в "Белой гвардии", и в сериале "Достоевский", который ставит Владимир Хотиненко.

в: Вы примкнули к продюсерскому сговору, предписывающему  срезать гонорары звездам?

о: Мы снизили все гонорары - не только актерские. И прибыль продюсеров тоже - лишь бы удержать качество. Надо сказать, актеры откликнулись с пониманием. Для них важнее оказалась работа, чем высокая планка вознаграждения. К тому же все прекрасно понимают: у нас звезд создает телевидение - в отличие от Запада, где их создает кинематограф. Даже если фильм сильный и хороший - все равно охват телевидения в России несравним с кинопрокатом.

Сталин его слушал, а Гитлер - нет

Хотя канал "Россия" предпочитает не заигрывать с мистикой, именно экстраординарные способности Мессинга, в конечном итоге определившие его судьбу, станут одной из основных тем сериала. Уникальный дар этого человека признавали Эйнштейн и Фрейд. Адольф Гитлер, питавший слабость к оккультизму, тем не менее проигнорировал предостережение Мессинга, сделанное им еще в 1937 году: не ходить на восток. После начала Второй мировой Мессинг, предвидя скорый крах рейха, покидает Германию и направляется в СССР. Есть свидетельства, что к его услугам регулярно прибегал Иосиф Сталин. Однажды Мессинг сообщил, что Василию Сталину угрожает смерть в авиакатастрофе в Свердловске. Василий не полетел, а самолет упал - в точном соответствии с предсказанием. Знал Мессинг и точную дату смерти Сталина.

В сериале герой проходит путь от рождения до зрелости, и играют его разные актеры. Эдуард Володарский, когда писал сценарий, видел в роли зрелого Мессинга Александра Абдулова. Тот очень хотел сыграть - помешала болезнь. В результате зрелого Мессинга сыграл Евгений Князев, а молодого - Роман Гречишкин, актер МХТ им. Чехова, трагически погибший в последние новогодние праздники: перебегал вместе с друзьями Садовое кольцо, и их сбила машина...

Съемки "Вольфа Мессинга" проходили в России, Белоруссии, Германии, Чехии, Аргентине. Сейчас работа над сериалом фактически завершена.

Комментарии
Прямой эфир