Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Генеральное консульство Словакии в Петербурге прекратит работу к 2025 году
Общество
Синоптики спрогнозировали небольшой снег и гололедицу в Москве 6 декабря
Мир
Глава МИД РФ рассказал о взаимодействии Вашингтона и Москвы по «закрытым каналам»
Мир
Губернатор Калифорнии объявил чрезвычайное положение в штате после землетрясения
Мир
Лавров назвал испытание «Орешника» сигналом о готовности РФ ответить Западу
Мир
Макрон намерен остаться на посту президента до 2027 года
Экономика
Читатели «Известий» выбрали объекты для обновленной купюры в 1000 рублей
Мир
США передали Польше дополнительные $4 млрд на военные нужды
Мир
Лавров указал на обретение Россией силы после введения санкций Запада
Культура
Писатель Алексей Варламов занял первое место на премии «Большая книга»
Экономика
Силуанов заявил об ответном использовании активов Запада на развитие регионов РФ
Общество
Каток на Красной площади открылся для посетителей
Общество
В столичном регионе 7 и 8 декабря ожидаются снегопады
Мир
Армия Ирака готова противостоять угрозам с территории Сирии
Общество
РКН отказал в регистрации трети страниц блогеров-десятитысячников
Мир
В МИД Польши заявили о готовности страны исполнить ордер МУС на арест Нетаньяху
Мир
Лавров назвал Зеленского неадекватным за высказывания о русскоязычных
Туризм
Туроператоры сообщили о падении спроса на поездки в Грузию из-за протестов

Похищение "Арктик Си": Груз - продать, команду - за борт?

Новые подробности запутанной истории с сухогрузом Arctic Sea показали: скорее всего и груз и судно намеревались продать. Кому - пока неизвестно. Как поступили бы с командой - остается только гадать. Вероятнее всего, в живых экипаж бы не оставили. По данным Следственного комитета при прокуратуре России, 6 из 8 арестованных пиратов ранее сидели за уголовные преступления. Однако кто управлял ими - этого следствие еще не выяснило. Ясно одно: захваты судов с грузом и командой показывают, что в мире, возможно, существует черный рынок угнанных кораблей и украденных грузов. Доставленные в Москву моряки по-прежнему содержатся под охраной, их местонахождение не разглашается, контакты с ними запрещены даже родственникам
0
Кабо-Верде. Один из пиратов в момент ареста (фото: AFP)
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Новые подробности запутанной истории с сухогрузом Arctic Sea показали: скорее всего и груз и судно намеревались продать. Кому - пока неизвестно. Как поступили бы с командой - остается только гадать. Вероятнее всего, в живых экипаж бы не оставили. По данным Следственного комитета при прокуратуре России, 6 из 8 арестованных пиратов ранее сидели за уголовные преступления. Однако кто управлял ими - этого следствие еще не выяснило. Ясно одно: захваты судов с грузом и командой показывают, что в мире, возможно, существует черный рынок угнанных кораблей и украденных грузов. Доставленные в Москву моряки по-прежнему содержатся под охраной, их местонахождение не разглашается, контакты с ними запрещены даже родственникам.

Как угоняют теплоходы

История с сухогрузом обнаружила проблему, о существовании которой раньше даже специалисты не слишком задумывались, - это угон кораблей. Да-да, корабли, оказывается, можно угонять - так же, как и автомобили. Специалисты в это не верят.

- Рынка краденых кораблей в мире не существует, это что-то из области фантастики! - заявил "Известиям" начальник отдела обеспечения безопасности судов Федерального государственного учреждения "Служба морской безопасности" Артем Алябьев. - С 2004 года на каждом судне в соответствии с международными правилами ведется специальный журнал - он называется журнал непрерывной регистрации истории судна. Это аналог автомобильного ПТС (паспорта транспортного средства), туда вписывается вся история перехода судна из одних рук в другие. Пользоваться судном без легальной записи в этом журнале невозможно.

Однако если можно подделать запись в том же ПТС, то можно сделать это и в судовом журнале регистрации - как говорится, дело техники.

Кстати, российские похитители кораблей чувствуют себя в этом нелегальном бизнесе как рыба в воде. Например, несколько лет назад на Оби была похищена баржа. Хозяин случайно увидел ее в соседнем порту - посудину уже перекрасили и изменили название. Владелец опознал ее только по ему известным мельчайшим черточкам. Подняли документы - по ним получалось, что хозяин сам ее продал, в договоре купли-продажи стояла его подпись. Да такая похожая, что даже эксперты не поверили, что поддельная. Тут же - печать и подпись нотариуса, тоже фальшивые, но очень похожие. С огромным трудом и далеко не сразу было доказано мошенничество. Спрашивается, если это можно сделать во внутренних водах, то что мешает провернуть такое в иностранных водах? Даже проще запутать следы.

Специалисты уверяют, что скрыть крупное современное судно практически невозможно.  Такие суда однозначно идентифицируются по двигателю, по индивидуальному радиопозывному, аналогичному номеру ID в компьютере или VIN на автомобиле. Существуют и навигационные маячки, передающие сигнал на спутник - именно поэтому все передвижения Arctic Sea отслеживались.

- Помню, лет 10 назад на Каспии угнали судно, но потом оно "всплыло" в Клайпедском порту, - говорит один из специалистов по морскому праву. - Угнать-то можно, но пропажа всегда обнаруживается.

Если судно обнаруживается, то экипаж - далеко не всегда. Недавно, например, из Таллинского порта вышел сухогруз - тоже с партией леса на борту. Долгое время о нем не было ни слуху ни духу. Потом его нашли где-то у африканских берегов - но без груза и без команды.

Когда хотят угнать машину, в которой находится владелец, его, как правило, убивают. В лучшем случае выкидывают на дорогу. Какая судьба была уготована российскому экипажу, если бы пираты довели замысел до конца, тут и гадать нечего: железяку к ногам - и за борт.

Какова же была бы цена их жизней? Стоимость пиломатериалов, находящихся на борту сухогруза, - примерно $2 млн. Краденое обычно идет за полцены - миллион. Возможно, удалось бы продать и сухогруз для каботажного плавания вдоль африканских берегов - еще несколько сотен тысяч долларов. Но безопаснее было бы открыть кингстоны и вместе с командой пустить сухогруз на дно - концы в воду. На каждого пирата пришелся бы куш в 120-150 тысяч долларов.

Флибустьеры с "русской" улицы

Кто же отважился на этот дерзкий шаг? Следственный комитет при прокуратуре России рассказал, что восемь арестованных по этому делу - мужчины в возрасте от 30 до 45 лет, "с хорошей физической подготовкой". Сейчас следователи проверяют информацию о том, что с 2001 по 2005 год шестеро подозреваемых отбывали наказание "за различные преступления против личности и собственности" на эстонской территории. К слову, эстонская полиция также признала в задержанных уголовников-рецидивистов. Красноречивая деталь: некоторые "пираты" были обильно декорированы татуировками.

По понятным причинам официальные источники дают весьма скудную информацию о преступниках. Сообщается лишь, что двое представились российскими гражданами, постоянно проживающими в Эстонии, один предъявил эстонский паспорт, и еще один назвался гражданином Латвии. Остальные - лица без гражданства, в том числе трое эстонских неграждан и один латвийский. Между тем уже известны фамилии "пиратов XXI века". Те, чьи следы ведут в Эстонию, оказались чуть ли не соседями - выходцами с одной из "русских" улиц Таллина. Это "Известиям" подтвердил активист "Ночного дозора" Андрей Андронов.

Как выяснилось, отдельные "джентльмены удачи" о морских делах знают не понаслышке. Так, отсидевший за наркотики 42-летний Дмитрий Бартенев некогда закончил мореходное училище. Правда, в последнее время он втянулся в строительный бизнес (который в Эстонии считается преимущественно "русским"). А когда грянул кризис - подался в Испанию, в охранники. К слову, в одной лодке - то бишь на Arctic Sea - вместе с Бартеневым оказался его "деловой партнер" Игорь Борисов, также ранее судимый.

Еще один "эколог", участвовавший в нападении на сухогруз, - 44-летний Андрей Лунев. Его неожиданно опознала родня из Курска - как моряка с рыболовецкого судна, затонувшего в 2006-м у Петропавловска-Камчатского. Все это время Лунев считался погибшим, хотя убедительные доказательства его гибели так никто и не представил.

Самые молодые герои пиратской истории - 28-летний Алексей Андрюшин (правда, указанный возраст не совпадает с данными следствия), 30-летний Евгений Миронов (таллинские знакомые называют его человеком с "наиболее приличной" репутацией, который и сидел-то за малозначительный проступок), а также 33-летний искатель приключений Алексей Булев. Его жизненный путь, напротив, изобиловал весьма крутыми виражами - особенно в лихие девяностые. Говорят, что он даже пытался угнать автобус в одном эстонском городе.

В Таллине о доморощенных флибустьерах ходит немало слухов. Их криминальное прошлое сомнений не вызывает, при этом задержанных вряд ли можно считать известными персонажами в местных криминальных кругах. Как предположил один из собеседников "Известий", они могли быть просто "использованы втемную", как подставные лица.

- Возможно, мы никогда не узнаем всю правду о захвате сухогруза, - сказал "Известиям" редактор интернет-издания "Морской бюллетень - Совфрахт" Михаил Войтенко, который первым поднял тревогу в связи с исчезновением Arctic Sea.

- Слишком много странного в этой истории, - делится он сомнениями. - Бросается в глаза необычность "освобождения" моряков. В таких случаях ребят там же, где освободили, меняет новый экипаж, а освобожденные закатывают банкет, радостные грузятся в самолет, их встречают родственники, они свободно едут домой. А здесь что? Я постоянно на связи с близкими членов экипажа - никто не знает, где конкретно находятся те, кого привезли в Москву, связи с ними нет. Нет связи и с четырьмя членами экипажа, оставшимися на корабле. Явно что-то не так. Если наших моряков захватили простые пираты, то зачем из этого делать сюжеты в стиле Джона Ле Карре или Фредерика Форсайта?

В понедельник власти Эстонии заявили о желании сотрудничать с российскими правоохранителями. Между тем арестованные пираты отрицают свою вину, а их адвокаты намерены обжаловать решение суда об аресте.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир