Мельпомену заказывали?
Подлинные костюмы дягилевской антрепризы, афиши спектаклей Гостеатра имени Мейерхольда, посмертная маска Анны Павловой и некоторые другие памятники театральной жизни представлены на выставке "Художник в зеркале сцены", открывшейся в московском Музее личных коллекций.
Причины и поводы для собирания театральных раритетов - эскизов сценографии, портретов актеров и режиссеров, фотографий мизансцен с дарственными надписями - могут быть разными, но совершенно очевидно, что занятие это немыслимо без любви к Мельпомене и ее служителям. Втягиваться в коллекционирование подобного свойства ради призрачных дивидендов в будущем - довольно опрометчиво, да и начальный капитал нужен приличный, чтобы заполучить что-нибудь стоящее. Как правило, собиратели вроде нынешнего "бенефицианта" Валентина Соляникова, - люди состоятельные и хобби свое культивируют исключительно из искреннего пристрастия к предмету.
Хронологию выставки кураторы ограничили первой половиной прошлого столетия. Впрочем, коллекционер не удержался от показа и нескольких более ранних произведений - например, акварельного портрета художницы Софьи Сухово-Кобылиной, любимой сестры прославленного драматурга. Но ударные темы у Валентина Соляникова - это круг художников "Мира искусства" (многие из которых, как известно, работали с Дягилевым) и последующие авангардисты, группировавшиеся вокруг Мейерхольда, Таирова, Вахтангова, Марджанова.
Коллекционер не пропустил и 1930-1950-е годы: в его собрании немало работ Федора Федоровского, Петра Вильямса, Василия Рындина, с именами которых связывают "большой стиль" советской сценографии. При ближайшем рассмотрении легко обнаружить, что не так уж и велика пропасть между эпохами "декаданса", "конструктивизма" и "соцреализма". Разумеется, с оговоркой, что речь во всех случаях идет о высоких профессионалах.
Упор в коллекции сделан на подготовительные материалы к спектаклям - тут эскизы и даже холсты Сергея Судейкина, Николая Сапунова, Александра Головина, Мстислава Добужинского, Владимира Татлина, Александры Экстер... Заметно, что собиратель стремится заполнять лакуны и выстраивать связи между разными школами и генерациями. И еще заметно, что изобразительное искусство является здесь скорее посредником, чем главным действующим лицом.
На это намекают фотографии первых спектаклей МХТ, афиши мейерхольдовского театра, гипсовая маска Анны Павловой. Пожалуй, коллекционеру интереснее всего сцена, актеры и режиссеры, но былая атмосфера улетучилась, и ощутить ее возможно разве что по изображениям. Совсем недавно в собрании появились костюмы, исполненные по эскизам Льва Бакста для танцовщиков дягилевской антрепризы. Бархат, шифон и стеклярус не заменят живой реальности, но это уже чуть больше, чем краски на холсте или бумаге.