Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
В Бразилии начали проверку после сообщений о минировании посольства России
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Мир
МИД Польши раскритиковал Дуду за заявление о ядерном оружии
Мир
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА

МАКСимальные риски

18 августа в подмосковном Жуковском открывается аэрокосмическая выставка "МАКС-2009". Это одно из самых ярких и красочных событий лета собирает как профессионалов со всего мира авиации и космонавтики, так и простых любителей всякой летающей техники. Пусть МАКС скромнее французского "Ле Бурже" и английского "Фарнборо", но для нас он главный мировой салон. Только здесь российские производители чувствуют себя "дома", готовы показывать все свои новинки: от прототипов летающих тарелок до самого современного отечественного пассажирского самолета Sukhoi Superjet
0
Посетители МАКСа увидят итальянских "воздушных акробатов" (фото: Владимир Смоляков)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

18 августа в подмосковном Жуковском открывается аэрокосмическая выставка "МАКС-2009". Это одно из самых ярких и красочных событий лета собирает как профессионалов со всего мира авиации и космонавтики, так и простых любителей всякой летающей техники. Пусть МАКС скромнее французского "Ле Бурже" и английского "Фарнборо", но для нас он главный мировой салон. Только здесь российские производители чувствуют себя "дома", готовы показывать все свои новинки: от прототипов летающих тарелок до самого современного отечественного пассажирского самолета Sukhoi Superjet.

Черные дни августа-2009

В этом году открытие МАКСа омрачилось двумя трагедиями. В воскресенье во время тренировочного полета погиб командир пилотажной группы "Русские витязи" Игорь Ткаченко. Еще один пилот получил серьезную травму спины.

Так что традиционного воздушного шоу "Русских витязей" и "Стрижей" на МАКСе не будет. Не появится в небе самолет Як-52 с абсолютной чемпионкой Европы, призером чемпионатов мира Светланой Федоренко. Ее легкомоторный самолет также в воскресенье упал в Калужской области. Спортсменка и курсант-стажер, сын летчика "Русских витязей" Дмитрия Хачковского Андрей погибли.

Организаторы МАКСа уверяют: эти трагедии никак не скажутся на работе салона. А его летная программа будет выполнена полностью. Мы им верим - шоу должно быть вечным. Но вот осадок от всего произошедшего останется. Поначалу кажется, что уже и не важно, сколько контрактов и с кем заключат наши авиапроизводители. Но жизнь продолжается. На МАКСе-2009 будут и зрители, и новые контракты...

Деньги на бочку

МАКС-2009 скромнее предыдущего. В 2007 году в его работе приняли участие 550 фирм, сейчас на сто меньше. Причем, как это ни парадоксально, из числа участников исчезли крупные космические корпорации: НПО "Энергомаш" (Химки, Московская область), НПО "Молния", международная компания "Космотрас", осуществляющая запуски космических аппаратов с помощью конверсионных ракет "Днепр" - переоборудованных МБР РС-20 (по западной классификации "Сатана"). Почему так? Финансовый кризис или неуемные амбиции устроителей салона?

Ответ: и то, и то. Многие из участников МАКСа жаловались на дороговизну участия в салоне. Минобороны России вообще хотело отказаться из-за этого. Судите сами. Метр аренды стенда стоит в этом году от 210 до 350 евро. Это почти столько же, сколько было в 2007 году, но в нынешних рублевых ценах получается на 30% дороже. Подорожали парковки. Входной билет теперь обойдется не в 350, а в 450 рублей. И так во всем. Как пообещали организаторы, этот МАКС станет трезвым. Алкоголь можно будет купить только в трех ресторанах на выставке. Как думаете, сколько он там будет стоить при таком раскладе?

На земле и в воздухе

В Объединенной авиастроительной компании (ОАК) основной акцент выставки делается на "товарные экземпляры воздушных судов, подготовленные к началу коммерческой эксплуатации". В этом плане российские производители выглядят серьезно. В гражданском секторе они покажут первый серийный самолет российской сборки для региональных линий Ан-148-100В, грузовой самолет Ил-96-400Т и Ту-204-300А в новом исполнении - "салон", а также новый региональный пассажирский лайнер Sukhoi Superjet 100 (SSJ100).

"Сухой" уже показывал свой перспективный лайнер на недавнем салоне в Ле Бурже. В Жуковском представители компании обещают, что все желающие смогут не только осмотреть главную надежду нашего авиапрома снаружи, но и попадут внутрь. Так что смогут оценить комфортабельность машины.

Военная часть серьезнее гражданской - на земле и в воздухе будут демонстрироваться многоцелевые истребители поколения "4++" Су-35 и МиГ-35, учебно-тренировочный Як-130. Все три боевые машины активно продвигаются на внутреннем и внешних рынках. Ожидается, что в рамках салона ВВС России подпишут самый крупный контракт на покупку 48 истребителей Су-35, 4 Су-30М2 и 12 Су-27М. Один Су-35 стоит более 40 миллионов долларов, а Су-27 и Су-30 - более 30 миллионов. Кроме самих самолетов ВВС России закажут дополнительное оборудование и вооружение, поэтому стоимость контракта составит около трех миллиардов долларов. Су-35 считается последней переходной ступенью к истребителю пятого поколения. По словам главкома ВВС Александра Зелина, в Комсомольске-на-Амуре уже собрали три машины для наземных испытаний. Четвертая - летная - будет поднята в воздух в ноябре-декабре этого года. Серийное производство таких истребителей начнется в 2015 году. Пока же строевым летчикам предстоит осваивать самолет будущего на базе Су-35.

С прицелом на контракты

Компания "МиГ" покажет своего воздушного акробата - истребитель с изменяемым вектором тяги двигателей МиГ-35. На авиасалоне в индийском Бангалоре наш самолет был бесспорным фаворитом. Никто, кроме него, не умеет "кувыркаться" через хвост на месте. "Падать" в плоский штопор, раскачиваясь на ветру, словно лист, и с легкостью выходить из этой фатальной для всех самолетов мира ситуации. Про то, что машина может буквально на месте повернуть в любую сторону, полететь вверх или вниз, говорить вообще не приходится. МиГ-35 вертится, словно уж на сковородке.

Компания "Иркут" покажет новый учебно-тренировочный Як-130. "Парта-имитатор" - так прозвали его в войсках за способность имитировать полет любого самолета мира. На этот раз он будет имитировать легкий штурмовик-истребитель. В небе Жуковского Як-130 будет барражировать в полном боевом снаряжении: с высокоточными ракетами и бомбами. Наличие 9 точек подвески позволяет самолету нести до 3 тонн вооружений. Для "маленького", но верткого учебного самолетика это серьезное достижение. Учебно-тренировочный Як-130, собранный на иркутском авиазаводе, интересен еще и тем, что стал первым российским серийным самолетом, построенным с применением "сквозных" цифровых технологий. До этого, в том числе при постройке Як-130 на нижегородском заводе "Сокол", цифровые методы подготовки производства использовались фрагментарно - при изготовлении сложных деталей и узлов.

На МАКСе-2009 не ждут суперконтрактов. Исключением станет лишь сделка между лизинговой компанией "Ильюшин финанс" и "Атлант-Союзом" на поставку 30 самолетов Ан-148 и 15 Ту-204СМ. Предконтрактное соглашение стороны подписали еще на авиасалоне в Ле Бурже в июне 2009 года. Тем не менее организаторы салона рассчитывают компенсировать "бизнесовую" часть программы "зрелищной" и добрать средства за счет простых любителей авиации. В Жуковский уже прилетели пилотажные группы из Франции и Италии. Российская часть показа после трагедии с "Русскими витязями" будет держаться на пилотажниках из Липецка "Соколы России".

Истребители оценит Суман Шарма

Любой аэрокосмический салон похож на лотерею. На нем можно получить футболку или кепку, а можно оказаться в кабине суперсовременного истребителя. Индийская журналистка Суман Шарма (на снимке) проверила это на себе. Как военный корреспондент, она оказалась на авиавыставке в Бангалоре в феврале этого года и решила лично сравнить два конкурирующих в индийском тендере истребителя - американский F-16 и российский МиГ-35. Просилась на борт и того, и другого. Полетала.

- Как впечатления, какой истребитель лучше? - спросили ее "Известия".

- "МиГ" лучше! - качаясь от усталости, но с восторгом сообщила Суман. - Он динамичнее F-16. Лучше входит в повороты, маневреннее. Внутри стоят цветные жидкокристаллические дисплеи, в F-16 они черно-белые.

В своей статье о двух истребителях Суман описала свои впечатления. Тогда девушка призналась "Известиям", что ее мечта - побывать в Москве на авиашоу "МАКС". И не просто так, а еще полетать. На этот раз - на Су-30. Иногда мечты сбываются. В среду она будет на салоне.

"Суперджет" не станет президентским самолетом

Специальный летный отряд "Россия", обслуживающий первых лиц государства, не будет вопреки ожиданиям приобретать для своих нужд лайнер "Сухой-Суперджет-100". О том, что такое приобретение возможно, внутри самого летного отряда говорили давно. Однако в итоге "Суперджет", позиционирующийся как самый современный российский среднемагистральный самолет, подвела его "иностранность" - слишком многие его узлы в рамках кооперации сделаны зарубежными производителями. Кроме того, "Суперджет" пока не завершил процедуру сертификации. Поэтому глава государства продолжит летать на Ил-96-300 (планируется, что в ближайшие годы "Россия" приобретет еще две такие машины). Возможно, в качестве самолетов сопровождения будут закуплены и два Ан-148: они хотя и считаются российско-украинскими, но "российская" доля в деталях этой машины скоро будет доведена до 90%.

ИНТЕРНЕТ-ОПРОС "ИЗВЕСТИЙ" И KM.RU

Нужны ли нам опасные трюки на авиашоу?

47%: Все экстремальные "мужские" занятия опасны, но это не повод их запрещать
21%: Нет, это опасно для пилотов и для зрителей
18%: Эти фигуры не применяются в бою - зачем рисковать
14%: Да, это красиво и поднимает престиж страны

В опросе приняли участие 4487 человек

Результаты других опросов смотрите на сайте "Известия" и на сайте KM.RU

Комментарии
Прямой эфир