Ракета для замены устаревших шаттлов готова
По сообщению американского космического агентства НАСА, завершено создание ракеты-носителя, которая в перспективе будет выводить на орбиту космический корабль нового поколения.
Три года назад в США по программе "Констеллейшн" ("Созвездие") началось проектирование новой космической ракеты-носителя "Арес-1-X" для вывода на орбиту пилотируемого корабля "Орион". Этот комплекс разрабатывается для замены морально устаревающих и не слишком надежных шаттлов. В качестве основного исполнителя госзаказа выступает известная корпорация "Мартин Локхид". Руководитель разработчиков Боб Эсс заявил, что ракета готова и 31 октября этого года будут проведены ее первые испытания.
Впрочем, до полетов в космос еще очень далеко. Лишь в будущем или в 2011 году НАСА намерено прекратить полеты шаттлов и после четырехлетнего перерыва в 2015 году предполагает начать полеты на "Орионах". Этот пилотируемый корабль имеет диаметр 5,3 метра и весит 25 тонн, в экипаж могут входить до 6 астронавтов. Предназначен "Орион" для доставки грузов и астронавтов на Международную космическую станцию (МКС), для высадки человека на Луну в 2020 году и для поддержки пилотируемых полетов на Марс.
Российским "ответом" на "Орион" до последнего времени был пилотируемый многоразовый корабль "Клиппер" необычной утюгообразной формы, макет корабля неоднократно демонстрировался на различных выставках. Однако весной 2009 года корпорация "Энергия" выиграла конкурс на создание к 2018 году многоразового пилотируемого космического корабля "Русь", в котором будут использованы многие элементы конструкции "Клиппера".
Сейчас мы летаем на МКС на кораблях серии "Союз", проектировать которые начали еще в 1962 году. "Союзы" давно уже стали "рабочей лошадкой" советской и российской космонавтики - к настоящему времени проведены сотни успешных запусков этого корабля, доказавшего свою очень высокую надежность. Главный недостаток корабля - его одноразовость, однако если строго посчитать затраты на создание многоразовых кораблей (только в этом году НАСА истратит на разработку "Ареса" $2 млрд), то еще неизвестно, не дешевле ли продолжать летать на надежных одноразовых "Союзах". Тем более что в последнее время наступает понимание в сущности полной ненужности пилотируемых полетов на тот же Марс. Во всяком случае, в ближайшие лет пятьдесят.