Успех "Стиляг" обернулся поражением для продюсеров
Андрей Бильжо. Карикатуры в тему
Вялотекущий, казалось, конфликт между недавними добрыми партнерами - кинокомпанией "Красная стрела" и ВГТРК - вокруг фильма "Стиляги" вошел в решающую стадию. По иску ВГТРК арестованы счета "Красной стрелы". Вряд ли это приведет к разрыву канала "Россия" с автором "Стиляг", но по компании, одним из учредителей которой является Валерий Тодоровский, нанесен серьезный удар.
В профессиональных кругах история вокруг проката "Стиляг" стала темой для пересудов еще осенью 2008 года. Во время Московского кинорынка перед показом черновой копии "Стиляг" к директорам кинотеатров вышел Константин Эрнст и сообщил: фильм настолько хорош и до такой степени отвечает идеологии "Первого", что канал решил его поддержать и помочь в его продвижении.
Мотивы, побудившие Эрнста к широкому жесту, были понятны. С одной стороны, у "Первого" на новогодние праздники 2009 года не было припасено своей картины. С другой - и это важнее - продюсер Александр Роднянский выпускал в эти дни первую часть "Обитаемого острова" Федора Бондарчука. Параллельный выход "Стиляг" с мощной рекламной кампанией должен был помешать проекту Бондарчука-Роднянского выйти в лидеры проката и, не дай бог, перекрыть прошлогодний рекорд "Иронии судьбы. Продолжение", собравшей более $50 млн.
Между тем изначально партнером "Стиляг", принимавшим участие в производстве картины, был канал "Россия". Как рассказал "Известиям" генеральный директор студии "Красная стрела" Дмитрий Домнин, с ВГТРК был заключен договор, согласно которому все расходы по производству и продвижению фильма должны были делиться поровну. Доходы от проката - тоже.
В производстве фильм стоил порядка $15 млн (по курсу на начало 2008 года). Продвижение помимо рекламы включает еще печать копий (порядка $1000 за копию). Деньги же, полученные в прокате, обычно делятся так: 50% сборов оставляют у себя кинотеатры, от 12 до 15% забирают прокатчики, далее компенсируются расходы на продвижение, остальное достается правообладателям.
Ясно, что при таком раскладе и учитывая острую нехватку залов в стране, окупиться или даже просто выйти в "ноль" российскому фильму очень сложно. Рентабельным может стать либо недорогой проект, либо тот, который продвигает мощный телеканал. Ведь поддержка канала - это и подробное информационное освещение, и размещение прямой рекламы с существенными скидками.
По словам Домнина, канал "Россия" изначально не делал большой ставки на "Стиляг", а следовательно, серьезной рекламной поддержки ожидать не приходилось. Именно поэтому студия приняла решение обратиться к "Первому", и "Россия" против этого не возражала. Когда Константин Эрнст проявил к фильму повышенный интерес, ВГТРК, как утверждает Домнин, предложила разделить рекламную нагрузку поровну между "Россией" и "Первым", но потом отказалась от этой идеи, потребовав исключить "Первый" из процесса продвижения картины. Но к этому времени, как говорит Домнин, студия уже договорилась с Эрнстом, и ситуацию невозможно было переиграть.
"Россия", в свою очередь, отказалась утвердить план расходов на рекламу, предполагавший участие "Первого", и, соответственно, не стала выплачивать свою долю в этих расходах. Вместе с тем Дмитрий Домнин убежден, что обращение к Эрнсту не было ошибкой. По его словам, реклама на "Первом" забрала примерно 15% от бюджета на продвижение, зато обеспечила 50% сборов.
Рекламный бюджет "Стиляг" составил 175 млн рублей. Сборы в российском прокате, по оценкам Домнина, - 380 млн рублей ("Бюллетень кинопрокатчика" называет сумму в 453,44 млн рублей), 50% из которых выплачено кинотеатрам, а 15% - компании "Централ Партнершип", прокатывавшей фильм.
Из оставшейся части канал "Россия" потребовал выплатить ему половину, как и предусматривалось договором. "Красная стрела" настаивала на том, чтобы сначала совместными усилиями были погашены расходы на рекламу, а оставшаяся часть уже делилась бы поровну. Как утверждает Домнин, "предлагались и другие выходы из ситуации, но создалось впечатление, что ВГТРК интересуют не деньги, а корпоративная политика во взаимоотношениях с "Первым каналом".
ВГТРК обратилась в суд. Решение суда обязало "Красную стрелу" выплатить партнеру более 134 млн рублей. Вслед за тем были арестованы счета компании. Как сообщили "Известиям" в пресс-службе ВГТРК, такая радикальная мера, как арест счетов, понадобилась, чтобы означенная сумма действительно могла быть взыскана: ВГТРК является государственной компанией, которая обязана отчитываться обо всех своих расходах перед Счетной палатой и не может рисковать неполучением законно принадлежащих ей денег.
Единственным непострадавшим участником данной истории остался Эрнст: деньги за рекламу "Стиляг" "Первому каналу" выплачены, а "Обитаемый остров" из-за столь жесткой конкуренции явно не выбрал весь свой прокатный ресурс. Хотя и обогнал по сборам на несколько миллионов долларов фильм Тодоровского. Иными словами, поддержка "Первого канала" впервые не смогла обеспечить фильму чемпионского титула в прокате. Но это слабое утешение для потерпевших.