Рабочие АвтоВАЗа боятся или жадничают?
В четверг рабочие АвтоВАЗа провели митинг в Тольятти и по его итогам решили обратиться к президенту и правительству с просьбой национализировать завод. Популярный в последнее время лозунг - вспомним Пикалёво и приморское Светлогорье - к волжскому автозаводу применим с трудом, ведь он и так принадлежит государственной корпорации.
На митинг в Тольятти вчера вышло около двух тысяч человек (всего на автозаводе работает около 110 тысяч). "Мы, участники митинга, обращаемся к президенту и правительству Российской Федерации и считаем, что частные собственники АвтоВАЗа довели и завод, и город до грани гуманитарной катастрофы. В настоящее время руководство АвтоВАЗа своими решениями расписывается в своей некомпетентности и социальной безответственности", - заявил лидер независимого профсоюза "Единство" Петр Золотарев.
Завод действительно находится в непростой ситуации. Как собственно и весь российский автопром. В течение года конвейер на АвтоВАЗе останавливался не раз, не работает сборочное производство и сейчас - всех распустили до 31 августа. Рабочие опасаются, что и в сентябре труд большинства из них будет никому не нужен, а руководство пойдет на крайние меры. О том, что их подозрения небеспочвенны, "Известия" уже писали. В конце июля на АвтоВАЗе в закрытом режиме прошло совещание, на котором, по словам сразу нескольких источников, исполнительный вице-президент Игорь Комаров заявил о намерении уволить около 30 тысяч сотрудников, то есть около трети всего штата. Официально на автозаводе эту информацию опровергли, но уж слишком похожей на правду она была.
Конечно, оставить без зарплаты 30 тысяч сотрудников - это на самом деле гуманитарная катастрофа. Но, с другой стороны, любой экономист подтвердит, что без жестких программ реструктуризации, которые предусматривают и сокращения зарплат, и увольнения, сейчас не обойтись. Такие требования диктует нынешняя экономическая реальность - долги есть, спроса почти нет. К тому же АвтоВАЗ, пожалуй, единственное в стране предприятие, получившее такую приличную финансовую поддержку - 25 млрд рублей. Эти деньги, конечно, и на поддержание штанов выдавались, но прежде всего на внедрение в кризис более эффективных бизнес-процессов.
Судя по всему, именно на бесконечный золотой дождь из бюджета и рассчитывают митингующие, требуя национализировать предприятие. Но, во-первых, оно уже в руках госкорпорации, а во-вторых, бесконечно накачивать завод деньгами все равно никто не будет.
Тем не менее вчера руководство АвтоВАЗа и министр промышленности, энергетики и технологий Самарской области Владислав Капустин митингующих обнадежили. Капустин заявил, что о сокращении персонала речь не идет, более того, нарисовались даже неплохие перспективы. "На сегодняшний момент, по моему мнению, дно падения спроса на автомобили ВАЗа мы преодолели. Я буду очень осторожен, но считаю, что так можно уже заявить. Судя по результатам продаж в июле, рост объема составил 13%", - заявил он. По его словам, сейчас заработали государственные кредитные программы, которые могут дать эффект уже в ближайшие месяцы.
Руководство завода пообещало обратиться в банки, чтобы те предоставили отсрочки по кредитам для сотрудников, и поспособствовать выделению льгот по ЖКХ.