Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Культура
Кириенко назвал фестиваль «Таврида.АРТ» академией для молодых творцов
Происшествия
В течение часа в небе над Брянской областью сбили 12 украинских беспилотников
Общество
Из-за прорыва дамбы в Челябинской области эвакуировали 163 человека
Общество
Минздрав сообщил о выявлении четырех случаев лихорадки Западного Нила в Татарстане
Мир
В США подростка приговорили к тюремному заключению за стрельбу после Супербоула
Мир
Индийские СМИ сообщили о планах Моди посетить Украину в конце лета
Армия
Отделение младшего сержанта Лотвинова отразило налет группы дронов ВСУ
Происшествия
Средства ПВО уничтожили и перехватили 21 дрон ВСУ над Брянской областью
Мир
Олимпийский флаг на церемонии открытия Игр в Париже повесили в перевернутом виде
Спорт
Пилот McLaren Норрис выиграл вторую практику Гран-при Бельгии
Происшествия
Женщина пострадала в результате обстрела ВСУ села Бочковка Белгородского района
Общество
Губернатор Ульяновской области рассказал о состоянии пострадавших при пожаре
Общество
Актер Александр Марушев из «Улиц разбитых фонарей» умер в возрасте 58 лет
Спорт
Россиянка Мирра Андреева завоевала первый титул WTA в карьере
Спорт
Завершилась церемония открытия Олимпийских игр в Париже
Мир
Дом актера Кевина Спейси продали из-за его долгов за $3,24 млн
Мир
Самолет с экс-президентами стран Латинской Америки не пустили в Венесуэлу
Происшествия
В Тольятти на предприятии произошел пожар на установке очистки от CO2

Кинорежиссер Борис Хлебников: "Если западные зрители картину не поняли, они начинают спрашивать про Путина"

Альманах "Короткое замыкание", который будет в этом году представлять Россию в Венеции, снят режиссерами поколения тридцатилетних. Один из его лидеров - Борис Хлебников - автор новеллы "Позор", открывающей альманах. Кроме того, 3 сентября в отечественный прокат выходит новый полнометражный фильм Хлебникова "Сумасшедшая помощь". Режиссер рассказал обозревателю "Известий" о фестивалях, новом российском кино, патриотизме и сельском хозяйстве
0
Герои "Сумасшедшей помощи" (Сергей Дрейден и Евгений Сытый) выбирают самые экстравагантные способы в борьбе со злом
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Альманах "Короткое замыкание", который будет в этом году представлять Россию в Венеции, снят режиссерами поколения тридцатилетних. Один из его лидеров - Борис Хлебников - автор новеллы "Позор", открывающей альманах. Кроме того, 3 сентября в отечественный прокат выходит новый полнометражный фильм Хлебникова "Сумасшедшая помощь". Режиссер рассказал обозревателю "Известий" Ларисе Юсиповой о фестивалях, новом российском кино, патриотизме и сельском хозяйстве.

вопрос: После "Кинотавра" за "Короткое замыкание" тут же началась борьба между отборщиками крупных международных фестивалей. Между тем российская критика отнеслась к проекту неоднозначно.

ответ: Я видел много альманахов, и, на мой взгляд, наш - один из лучших. Почти всегда в этих альманахах замечаешь, как режиссер пытался выделиться из общий массы и сделать "самое-самое". А здесь, как ни странно, никто не ставил перед собой задачу "порвать всех". Зато каждый рассказал что-то важное про себя. Правда, никто не выполнил задания: снять короткометражку про первую любовь.

в: Неинтересная тема?

о: Я думаю, что тема всем интересна. Но нормальным мужикам западло про любовь рассказывать! Вот все и застеснялись.

в: У всех ваших фильмов, начиная с "Коктебеля", счастливая фестивальная судьба. Есть ли у вас ощущение, что западная публика адекватно воспринимает современное российское кино?

о: По-разному. Вот "Свободное плавание", например, было представлено и в Роттердаме, и в Венеции. В Венеции какой-то итальянец сказал: "Ну, это просто один в один наши маленькие городки рыбацкие". Это значит, что люди включились. А когда зрители уж совершенно точно ничего не поняли, как это в было Роттердаме, они начинают спрашивать про Путина, и про то, есть ли цензура в России...

в: Ваш последний фильм - "Сумасшедшая помощь" - достаточно жесткий. В сентябре он едет на фестиваль в Торонто, а в феврале уже участвовал в одной из программ Берлинского кинофестиваля. Там тоже про цензуру спрашивали?

о: Вы знаете, нет. Хотя именно этого я больше всего и боялся. Я люблю свою страну и поэтому ее критикую. Но когда меня начинают хвалить за границей: "Как ты им все показал!" - мне, признаться, это совсем неприятно. В Берлине такого, по счастью, не было, но там все почему-то восприняли нашу картину как комедию. Это дико разозлило Аню Михалкову - она в отличие от меня была на просмотре, вышла и говорит: "Ну что такое, они ржут без остановки!"

в: Когда вы начинали работать над "Сумасшедшей помощью", ходили разговоры, что вы снимаете именно комедию.

о: Был такой замысел на уровне сценария. Изначально я просто хотел снять Евгения Сытого (ведущий актер кемеровского театра "Ложа". - "Известия") в главной роли. Мы придумали ему маску - белорусский гастарбайтер. Но затем возникла идея о паре главных героев по типу Дон Кихот - Санчо Панса, Чебурашка - крокодил Гена, и мы заново переписали всю историю.

в: Дон Кихот, он же крокодил Гена, в вашем фильме - сумасшедший московский инженер, который решил избавить от сил зла один московский спальный район. Его играет Сергей Дрейден. Санчо Панса, он же Чебурашка - Евгений Сытый. Еще есть дочь инженера в исполнении Анны Михалковой. Как сложилась столь причудливая актерская компания?

%%VYNOS1%%о: Я очень долго выбираю актеров - не провожу пробы, а просто разговариваю. Мне важно найти их психологическую схожесть с персонажем. И если актеры выбраны верно, ты просто отпускаешь их, чуть-чуть поправляешь...

в: То есть вы не верите в "просто сыграть"?

о: Для кино не верю. Смотрите, вот лица, которые стали эмоциональным выражением поколения: 1940-е - Крючков, 1950-е -Рыбников, 1960-е - Баталов, 1970-1980-е - Янковский и Бодров-младший - 1990-е. И ни один из них не является актером широкого диапазона. У них во всех ролях похожая тема.

в: А лицо нынешнего десятилетия вы можете назвать?

о: Нет. Этого, я думаю, сейчас никто не сможет. Это потом выяснится.

в: Насколько я знаю, ваш следующий проект - это ремейк. Какого именно фильма?

о: "Ровно в полдень" - классический американский фильм 1950-х годов о том, как шериф небольшого американского городка в одиночку справился с бандой, после чего снял звезду шерифа и уехал. У нас вариация на эту тему - только в обратную сторону. Фермер и некие властные структуры в виде то ли вневедомственной охраны, то ли милиционеров, которые говорят, что ему надо валить с этой земли. В главной роли будет Саша Яценко, а весь состав кемеровского театра "Ложа" выступит в ролях крестьян. Сейчас мы сели в машину и проехали от Москвы до Мурманска, заворачивая в фермерские хозяйства...

в: Вас что-то удивило?

о: Да. Во-первых, мне стало очевидно, что отсутствие у нас сельского хозяйства - не следствие пьянства или разгула, а финансовая политика. Когда люди показывали нам документы, становилось понятно, что между ними и потребителями такое количество звеньев, что фермерство просто невыгодно. Поэтому им занимаются либо авантюристы, либо чудаки. По большей части чудаки - с замечательными, завиральными историями. Мы видели, например, партизанское свиное хозяйство... А с другой стороны, едешь по старым советским колхозам и видишь, как трава и деревья вырастают прямо на крышах ферм, - совершенно маркесовская картина. Возможно, на Черноземье все иначе...

в: На сочинском "Кинотавре" программа состояла в основном из фильмов людей вашего поколения, и призы распределились исключительно между ними. На заседании Госдумы, посвященном кинематографу, гость "Кинотавра" Станислав Говорухин все это кино жестко раскритиковал и на примере "Короткого замыкания" обвинил ваше поколение в непрофессионализме. Признаете ли вы его критику хотя бы в чем-то справедливой и как вы сами себя ощущаете в профессии - в контексте современного мирового кино?

о: По поводу высказывания Говорухина - это частное мнение талантливого режиссера. Что касается моего отношения к самому себе, по-моему, единственный путь самосохранения - думать, что много чего не умеешь в этой профессии. Особенно если учесть, какие выдающиеся режиссеры - европейские и американские - живут сейчас на свете.

в: Как складываются ваши отношения с российскими режиссерами старшего поколения?

о: Мне очень интересно их слушать, но я никогда не стал бы с ними работать - слишком большой перед ними пиетет. Я себя ощущаю учеником.

в: Чувствуете ли вы мировоззренческий конфликт между поколениями?

о: Наше поколение принципиально иначе относится к патриотизму. А самовлюбленность порождает ложь в осознании себя. Вот приехали к нам люди из ближнего зарубежья, и мы вдруг с удивлением узнали, что совсем не так терпимы к другим нациям, как нам казалось. Все-таки стоит сказать, что у нас убивают гастарбайтеров, есть фашисты. Нет разговора - нет проблемы, все прекрасные и замечательные...

в: Как Колчак в исполнении Хабенского в фильме "Адмиралъ"...

о: Вот именно. И вот еще история, которая меня удивила. Журналисты съездили на "Кинотавр", написали про программу: "Все ужасно! Один фильм - продолжение другого, в каждом ругаются матом, милиционеры плохие, общее депрессивное ощущение". Они ссаживаются с самолета, приходят на ММКФ и пишут: "Все ужасно! Раздали призы российским фильмам! Доколе мы будем поддерживать эту патриотическую чушь!". Они заметили явления - большие, серьезные явления в нашей жизни. И начинают их ругать. А это все равно что ругать дождь или наводнение. Не ругаться надо, а исследовать, почему люди, совершенно разные, вдруг выступили со схожим высказыванием. Пусть оно было мычащим и невнятным, но оно было.

Русское кино в Венеции

Венецианский фестиваль - один из самых благосклонных к нашему кино. На первом киносмотре, состоявшемся в 1932 году, победителем стала "Путевка в жизнь" Николая Экка. Главного приза - "Золотого льва" - в разные годы удостаивались "Иваново детство" Андрея Тарковского, "Урга - территория любви" Никиты Михалкова, "Возвращение" Андрея Звягинцева. В 2007-м специального "Золотого льва" удостоилась картина Михалкова "12" (а в 2002-м Гран-при жюри получил "Дом дураков" Андрея Кончаловского).

"Садко" Александра Птушко, "Попрыгунья" Самсона Самсонова и "Бумажный солдат" Алексея Германа-младшего получали "Серебряных львов". Сергею Юткевичу в 1982 году вручили "Золотого льва" за вклад в киноискусство. "Морозко" Александра Роу и "Звонят, откройте дверь" Александра Митты получали Гран-при как лучшие фильмы для детей. Олег Борисов и Наталья Аринбасарова в разные годы были признаны лучшими актером и актрисой.

В 2005-м случился казус: "Первые на Луне" Алексея Федорченко получили приз за лучший документальный фильм в программе "Горизонты". Между тем картину Федорченко снял отнюдь не документальную, а провокационную - про освоение советским человеком Луны. Чего, как мы знаем, не было...

Что покажут на Мостре-2009

66-й Венецианский кинофестиваль (он же Мостра) откроется работой Джузеппе Торнаторе - сицилийской эпопеей "Баария", в которой снялись Моника Беллуччи и Микеле Плачидо. Комиссар Каттани представит в Венеции и свой собственный фильм - "Больше, чем мечта" - воспоминание о бурных 1960-х. Среди самых ожидаемых премьер - документальная лента Майкла Мура "Капитализм: История любви". В конкурсной программе значатся режиссерский дебют модельера Тома Форда "Холостяк", итальянская картина La Doppia Ora, где главную роль сыграла Ксения Раппопорт, фильмы Вернера Херцога, Клер Дени.

В программе "Горизонты" будет представлен российский альманах "Короткое замыкание" (режиссеры - Петр Буслов, Иван Вырыпаев, Алексей Герман-младший, Кирилл Серебренников и Борис Хлебников). Александр Сокуров в качестве специального события покажет новый неигровой фильм "Читаем блокадную книгу" (отрывки из "Блокадной книги" Даниила Гранина и Алеся Адамовича читают жители современного Петербурга). Дебютная картина известного московского ресторатора Ильи Демичева "Как раки" - о чувствительном коррупционере в исполнении Михаила Ефремова - попала в специальную программу "Неделя критики".

Жюри фестиваля возглавит режиссер Энг Ли, обладатель двух "Золотых львов".

Комментарии
Прямой эфир